Материнская иерархия как социальный лифт и как базовая основа общества

 Автор: Насима Мухорамова, консультант по грудному вскармливанию, инструктор по материнскому искусству

Что такое материнская иерархия? Материнская иерархия – это эволюционный инструмент для формирования адекватного материнского опыта, для того чтобы он совершенствовался и передавался в поколениях. Материнская иерархия является континуумом, т.е. средой, где непрерывно происходит взращивание детей, основанное на естественных законах, и непрерывно циркулирует позитивный материнский опыт для сохранения жизнеспособного потомства. 

На периферии материнской иерархии находятся девушки в статусе невесты, новобрачные и беременные.

Далее идут 3 большие ранговые группы:

1. Младшая мать – у этого статуса 6 ступеней роста:
- родившая женщина с новорожденным первенцем;
- кормящая мама с ребенком первого года жизни;
- мама с ребенком 3-4 лет, завершающая лактацию;
- беременная с одним ребенком 4 лет;
- беременная с двумя детьми, младшему из которых 4 года;
- мама с тремя детьми.

2. Средняя мать – это женщины от кормящей матери с четвертым ребенком до мамы, имеющей 5 и более детей. Средние матери встают на путь передачи материнского опыта, принимают участие в непосредственном обучении Младших матерей под присмотром Старших женщин.

3. Старшая мать – женщины, имеющие четверых и более детей и закончившие процесс воспроизводства. Именно Старшие матери являются держателями материнского опыта, несут ответственность за физическое и психическое здоровье группы на протяжении будущих поколений.

Именно так выглядит в норме социальный лифт в женской иерархии. Если женщина рожает детей в соответствии с репродуктивным циклом через 4-6 лет, каждого своего ребенка кормит грудью 3-4 года, обучается материнскому искусству у старших женщин, то постепенно, ступенька за ступенькой и сама достигает статуса Старшей матери.

Этнографические данные

Давайте рассмотрим, как материнская иерархия была реализована ранее в женской группе, когда еще сохранялись традиции. Согласно этнографическим источникам в ХХ веке вплоть до 1970-х годов в русском деревенском сообществе была половозрастная стратификация. Приведем выдержку из статьи «Советские крестьянки (половозрастная идентичность: структура и история)» Лоры Олсон и Светланы Адоньевой: «В русской устной речи существуют слова, определяющие возрастные классы мужчин и женщин. Они обозначают не только физический возраст, но и целую область правил, представлений и отношений, которые стояли за таким определением».

Женские возрастные определения таковы:
- девка/девушка – от рождения до замужества,
- молодка/молодая – от замужества до первого ребенка,
- баба – замужняя женщина, но не хозяйка в доме,
- большуха, хозяйка – самый высокий статус.

«Большухой женщина становилась при выходе мужа на большину, смерти свекрови или же – когда свекровь передавала большину одной из невесток в случае своей физической немощи… В картотеке Псковского областного словаря (записи 1950-1970 гг.) статус большухи описан очень подробно, что свидетельствует о том, что для советской деревни второй половины ХХ в. идея женской большины была привычной. Пребывание в том или ином возрастном статусе предполагало включенность в определенную сеть горизонтальных и вертикальных отношений сообщества, а также определенные имущественные правила и определенные статусные обязанности».

На попечении большухи был дом, скот, дети и внуки (дети сына). Успешность большухи определялась по следующим критериям: здоровье семьи и скота, мир между членами семьи, рациональная организация быта, запасов, одежды, организация всех семейных ритуалов. Кроме того, матери-большухи, женщины-хозяйки были главной воспитывающей и контролирующей силой деревни, что обеспечивало порядок в социуме. Старухи (матери матерей, сложившие с себя «большину»), сидели на завалинке и приглядывали за детьми, парнями, девушками и молодыми женщинами. Таким образом, старшая мать – большуха была держателем материнского опыта и играла важную биосоциальную роль.

Дореволюционное время

Социальный лифт в женской иерархии в дореволюционное время выглядел так: женские знания и обязанности передавались лишь по мере достижения женщиной нового биосоциального статуса. Это было частью жизни общества. Из статьи С.Б. Адоньевой «Большаки и большухи»: «В дореволюционной деревне девочка взрослела в семье. Ее социализация начиналась со вступлением в «малую беседу» (собрания девочек-подростков 11-12 лет), а позже – в «большую беседу» (собрания девушек брачного возраста)». Далее девушка набирала социальный авторитет, вступив в брак и рожая детей. Обучалась у старшей матери уходу за детьми, лечению и воспитанию. После появления собственных детей женщины включались в ритуальную деятельность, связанную с поминовением родителей, могли участвовать в похоронных ритуалах. Знахарками, причетницами, свахами могли быть только старшие женщины — большухи или передавшие большину старухи. Магические знания передавались по мере перемещения от статуса к статусу. 

Примеры из статьи Лоры Олсон и Светланы Адоньевой «Советские крестьянки (половозрастная идентичность: структура и история)»: «Незамужней девушке не сообщались сведения о практических магических действиях. Замужняя нерожавшая женщина — молодуха — посвящалась в магию рождения и ухода за ребенком, но лечебная магия оставалась для нее закрытой. Знали лечебную магию большухи и старухи. У одиноко живущих женщин — вдов или одиноких старух — чаще всего молодежь собиралась на беседы. Старухи хранили и передавали традицию, следили за соблюдением обрядов и обычаев».

Итак, переход в новый статус позволял приобрести новые знания, привилегии и социальный авторитет.

Опыт традиционных племен в наше время

На данный момент осталось совсем мало народов, где еще сильна традиционная культура. К ним относятся индейцы гуарани в Южной Америке. Их жизнь согласуется с законами природы, присутствует половая специализация. Мужчины добывают еду на охоте, занимаются рыбной ловлей. Женщины воспитывают детей и занимаются хозяйством, собирают плоды, лепят и обжигают глиняную посуду. 

Гуарани с большим уважением и почтением относятся к самым старшим членам племени, поскольку они передают культуру следующим поколениям. Девочки растут в большой женской группе, имеют возможность наблюдать за поведением женщин-матерей, приобщаться к уходу за маленькими детьми, тем самым накапливая первоначальный опыт обращения с младенцами. В дальнейшем, вырастая, они обращаются за советом к старшим матерям, начиная с момента беременности, заканчивая вопросами ухода и воспитания детей. Дети растут здоровые и сильные, прибегать к лечению приходится крайне редко. В племени царит атмосфера гармонии, спокойствия, сплоченности и взаимоподдержки.

То же можно сказать о племени пираха, живущем у реки Маиси, в Бразилии. Они считают себя по-настоящему счастливыми людьми. У них нет синдрома хронической усталости, панических атак, депрессии и каких-либо психических расстройств. Им чужды такие пороки, как воровство, убийство, самоубийство. Столь спокойная и счастливая жизнь – результат традиционного уклада.

Опыт цивилизованных стран

В отличие от племен, сохранивших культурные традиции, преемственность опыта и иерархию, в цивилизованных странах процветают психические расстройства, а некоторые из них даже возводятся в культ. Становится нормой регулярно посещать психолога. Множество исследований доказали, что различные психические расстройства и психосоматические заболевания возникают вследствие травматичных родов, а также в результате плохого ухода за детьми в грудном возрасте. Невозможно представить, чтобы это произошло в обществе с традиционным укладом, где есть материнская иерархия, где роды происходят согласно биологически заложенной программе, где женщины знают – как выращивать здоровых детей, как за ними ухаживать. 

В современных реалиях цивилизованных стран всего этого нет. Еще на этапе беременности материнский путь  сворачивается «не в ту сторону». Родственники отправляют беременную женщину рожать ребенка в родильном доме, сами мамы и бабушки панически боятся биологически адекватных родов в домашних условиях, они не знают о биологии и физиологии родов, во всех вопросах доверяют врачам, которые в свою очередь славятся гипердиагностикой.

После рождения первенца новоиспеченная мама чувствует себя совсем «зелёной». В её глазах, те матери, которые имеют подросших детей или несколько детей, выглядят умудрёнными опытом, словно они уже знают что-то такое важное о детях, о жизни, что ей только предстоит узнать. Ей хочется учиться. Но у кого перенимать знания? У современных бабушек, как правило, нет знаний о биологически правильном материнстве, соответственно, они не могут передать адекватный опыт молодым мамам. Это большой пробел. Зачастую свекровь и вовсе не участвует в жизни молодой семьи. Если бы речь шла о том времени, когда существовал класс матерей-большух, то это было бы немыслимо и создавало бы трудности молодой маме в постижении науки материнства. В современных же реалиях, неучастие старших матерей в жизни молодой семьи иногда к лучшему. Это связано с тем, что от бабушек могут звучать такие советы, как: «не приучай младенца к рукам», «допаивай новорожденного водичкой», «дай ребенку смесь, у тебя молоко пустое, у нас немолочная порода» и т.д. Всё это совершенно не способствует гармоничному развитию малыша и даже вредит его здоровью. Поэтому многие молодые мамы перестали доверять заветам своих родителей и не без оснований. Их самих уже растили далеко от тех норм, которые заложены нашей природой – у многих было искусственное вскармливание, раздельный сон, некорректный холдинг, слишком раннее введение прикорма, воспитание через наказание ремнём и т.д. Поэтому не во всех семьях сформирована привязанность между детьми и родителями, а выросшее поколение детей совсем не отличается физическим и психическим здоровьем.

В итоге молодые мамы ищут информацию в самых разных источниках – чаты, форумы, курсы, интернет-статьи и др. Но проблема в том, что во всех этих источниках информация очень разрозненная и противоречивая. Неопытной маме легко запутаться – что правильно, а что нет. Обрывочные советы других мам из чатов могут совершенно не подходить, поскольку условия ухода совсем разные. «Кто в лес, кто по дрова», такие же и результаты.

Есть и такие мамы, которые пробуют действовать по принципу «сами с усами», беспечно считая, что материнский инстинкт и врожденная тяга ребенка к жизни сделают своё дело — как-нибудь да вырастет. Они не видят необходимости обращаться к инструкторам по материнскому искусству, не слушают никакие курсы по уходу за ребенком, не изучают физиологию и биологию развития детей. Но когда сталкиваются с трудностями, например, ребенок много плачет, отказывается от груди, не получается уложить спать, то понимают, что что-то здесь не так. Поэтому, так или иначе, ищут информацию, обращаются за поддержкой к другим мамам: выражается это в некорректных формах и без системных знаний, поэтому не приводит к положительным результатам. Тактика действовать самостоятельно неэффективна. Невозможно не считаться с биологией! Мы социальные существа и не можем вырастить детей изолированно от всех, полагаясь только на себя и не обучаясь от более компетентных индивидов своего вида.

Третья категория мам обращается исключительно к представителям медицины и к самым разным новоявленным специалистам, которых сейчас стало очень много: консультанты по сну, инструкторы по грудничковому плаванию, специалисты по самоприкорму и др. Также они склонны экспериментировать, применять модные техники воспитания и раннего развития, надеясь вырастить гениального ребенка.

Но все эти варианты не работают, качество здоровья популяции стремительно ухудшается с каждым годом, что является прямым следствием того, что у нас нет материнского континуума. Ведь если в норме, молодую маму всегда окружало женское сообщество, состоящее из средних и старших матерей, которые могли помочь, подсказать, направить действия в нужное русло, то сейчас молодые мамы чаще всего предоставлены сами себе. Общин нет, мы живем в крупных городах, изолированно друг от друга, наблюдается тенденция к сокращению личного общения и переводу контактов в онлайн-формат. Это большая проблема, т.к. все тонкости материнского искусства можно постичь исключительно при непосредственном личном контакте от матери к матери. Есть вещи, которые невозможно передать дистанционно, через интернет, т.к. важна практика «из рук в руки» и часть материнского опыта является невербальной. Поэтому без материнской иерархии никак не обойтись.

Кроме того, само наличие женской иерархии и принадлежность к ней положительно сказывается на функционировании всего женского организма в целом. Выравнивается гормональный фон, работа нервной системы и психики, улучшаются репродуктивные функции. Поэтому неудивительно, что в цивилизованных странах, где от женской иерархии почти ничего не осталось, сплошь и рядом возникают нарушения в работе гормональной системы, менструально-овариального цикла, проблемы с зачатием и т.д.

Материнская иерархия и отношения между супругами

Стоит также рассмотреть, как влияет наличие женской иерархии на взаимоотношения между мужчинами и женщинами. У мужчин есть бессознательные стимулы, заложенные природой, которые позволяют оценить материнский ранг своей жены.

Если женщина не знает о репродуктивном цикле или не хочет придерживаться биологии и рожает детей погодок, детей с разницей в возрасте менее 3 лет, то это влияет на отношения с мужем. Потому что восприятие женщины с погодками сильно отличается от восприятия женщины, у которой разница между детьми 4-6 лет. Это происходит без контроля сознания. Когда мы видим женщину с четырьмя погодками, то возникает несоответствие, т.к. в норме у нее должен был бы быть ранг женщины с двумя детьми с разницей 4 года, а не четверо детей с разницей в год. Если есть расхождение с нормой, то это подсознательно понижает ранг женщины в глазах мужчины.

На восприятие мужчины влияет и то, обучается ли жена материнскому искусству у старших матерей. Поэтому важно, чтобы, во-первых, были старшие матери, а во-вторых, чтобы женщина у них обучалась. У мужчины есть ожидание, что его жена будет учиться, для того чтобы вырастить здоровых детей, продолжателей рода. Если жена не учится материнству, значит что-то с ней не так, а это подсознательно ухудшает мнение мужа о своей жене и приводит к разлаживанию отношений в паре. Если при этом дети хилые, постоянно болеют, не воспитаны, не отличаются интеллектом, то это укрепляет сомнения мужа в материнской состоятельности жены. А таких детей сейчас очень много. 

Уровень инвалидизации детей в России растет с каждым годом. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 г. число детей-инвалидов в стране составляло 604.850 человек, затем их количество увеличивалось каждый год (!) и к 2022 г. составляет 728.988 человек. Из них 50% – инвалидность, связанная с психическими расстройствами и расстройствами поведениями, болезнями нервной системы. В остальные 50% входят врожденные аномалии, болезни эндокринной системы, расстройства питания, болезни глаза, уха, костно-мышечной системы и соединительной ткани, новообразования и другие. По последним данным на начало 2023 года число здорового населения составляет всего лишь 17%. Это результат того, что был разрушен институт материнской преемственности, женщины не обучаются тому, как должны проходить роды, как нужно осуществлять уход за детьми.

Еще один бич современности – высокий процент разводов. Пары распадаются по разным причинам. В том числе потому, что нет достаточного социального окружения, которое поддерживало бы семью! Нет старших мудрых матерей, которые могли бы помочь молодым супругам преодолеть разногласия. Нет женской иерархии, которая помогала бы матерям растить здоровых детей, нарабатывать материнский опыт, уважение и авторитет, в том числе в глазах мужа.

Старшие матери – где они?

В самом начале мы рассматривали, что в ранг Средней и Старшей матери может перейти женщина, имеющая четверых и более детей. Количество детей имеет значение у всех антропоидов. Например, у горилл и у шимпанзе, которые считаются наиболее близкими к человеку приматами – чем больше потомства принесла самка, тем выше ее статус. Но в современном обществе многодетность не слишком ценится. В большинстве семей только один-двое детей, а этого недостаточно для накопления материнского опыта. Получается, что женщины останавливаются в статусе Младшей матери, а значит, они не смогут передать свои дочерям и внучкам полные знания об уходе и воспитании детей. Вступить на путь передачи материнского опыта могут женщины, родившие и вырастившие 4 детей, при условии, что каждого из них они выкормили грудью до физиологических сроков завершения лактации, разница между детьми составляет 4-6 лет и материнский опыт соответствует законам биологии. Накопление такого опыта составляет примерно 12 лет. К большому сожалению, считанные единицы доходят до этого статуса. Вот поэтому и получаем то, что видим вокруг. Женщины не имеют должного материнского опыта, очень часто рождаются погодки.

Современные немногочисленные многодетные семьи в основном представлены детьми с маленькой разницей в возрасте, чаще всего 1-2 года. Несоблюдение репродуктивного цикла между рождением детей приводит, как правило, к раннему отлучению от груди, к ухудшению качества здоровья каждого последующего ребенка и другим проблемам. Какой же опыт могут передать такие мамы другим матерям? Увы, только отрицательный.

Таким образом, в нашем обществе чрезвычайно мало женщин, которых можно отнести к статусу Старшей Матери или хотя бы Средней Матери. Тот уклад, который сейчас сложился, в корне отличается от образа жизни, соответствующего биологической норме.

Выводы

Подытожим. Мы – социальные существа и живем группами, где есть своя иерархическая структура. Материнская иерархия, рассмотренная выше, является НАТУРАЛЬНОЙ, то есть она определяется психофизическим статусом! Это не назначенные должности, как, например, в медицине, где иерархия привнесена извне, не соответствует нашей биологии и действует разрушительно.

Материнская иерархия чрезвычайно важна по следующим причинам:

- это накопление, уточнение и совершенствование материнского опыта;
- это поддерживающее окружение для женщин;
- это социальный лифт, возможность расти и приобретать новые знания, привилегии и социальный авторитет;
- общее оздоровление и стабильное функционирование женского организма, в частности гормональной системы и репродуктивной сферы;
- это залог того, что в обществе будут расти физически и психически здоровые дети, сильные и умные будущие взрослые;
- это крепкие уважительные отношения между супругами, стабильные браки;
- это адекватные отношения между поколениями отцов и детей;
- это порядок в социуме, возможность сохранить и передать культурные традиции следующим поколениям.

Таким образом, материнская иерархия является базовой основой общества. Хочется верить, что всё больше матерей будут обучаться материнскому искусству и возрождать материнскую преемственность. Начав с себя, мы можем передавать потомкам физиологически адекватный материнский опыт, что является залогом выживания нашего вида.

Библиографические источники:
1. Адоньева С.Б., Лора Олсон «Советские крестьянки (половозрастная идентичность: структура и история)».
2. Адоньева С.Б. «Большаки и большухи».
3. Документальный фильм «Гуарани, люди из сельвы (2008)».
4. Видеоролик «Код Амазонки – Индейцы Пираха».
5. Статья «Иерархия у шимпанзе: королевы обезьян раскрывают тайны».

Комментарии

  1. Спасибо, что осветили такие важные моменты в статье, которые совсем не очевидны для современного общества. Действительно, думаю, каждая женщина ожидает, что с материнством изменится ее статус, придет серьезный опыт и знания, но в настоящее время, к сожалению, приходит лишь неуверенность, разочарование от отсутствия знаний и усталость, т.к. женщина не имеет навыков для корректного и гармоничного ухода за ребенком. Возникает главный вопрос: когда же в обществе возникнет осознание того, что женщине, родившей ребенка, необходимо обучаться искусству материнства у опытных специалистов, а не у таких же молодых мам и не доверять всецело советам педиатров (которые, по большей части, противоречивы и некорректны)? Поэтому так важны материнские профессии, т.к., по сути, это единственный источник передачи действительно здорового и гармоничного опыта ухода за детьми.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная статья. Будучи еще беременной, мне попалась книга Ж.Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» в которой описывается жизнь южноамериканских индейцев. Прочитав ее, я не поняла ничего)) А после рождения сына, оказалась в той ситуации, которая описывается в статье: мой уровень тревоги зашкаливал, я не понимала кого мне слушать – маму, свекровь, подруг, врачей, читать информацию на форуме или еще где-то. Самое печальное, что во времена доступности информации очень сложно молодой маме эту информацию фильтровать, и тогда начинается путь «проб и ошибок», а при этом больше всего страдает ребенок. И вот тогда я стала понимать многие вещи, которые описаны в книге и о которых говорится в статье. Женщине нужна женщина. И не просто женщина, а старшая, с адекватным опытом материнства. После появления в моей жизни женской группы, материнство действительно стало легче: я стала спокойнее, у ребенка есть возможность часто находиться в организованной нами «деревне», где у всех мам одинаковые правила, где есть обученные женщины, которые направят и подскажут. Как результат – ребенок действительно растет более развитым, в сравнении со многими сверстниками, чьи мамы не посещают материнские группы, муж действительно очень доверяет мне во всех вопросах, связанных с воспитанием ребенка, не вмешивается в этот процесс, я вижу как спокойнее стали бабушки, видя что их потомок растет здоровым, развитым ребенком.

    ОтветитьУдалить
  3. На протяжении последних 4-5 поколений среди женщин культивируется страх родов, женщины натурально представляют роды как пытку от природы. Таков результат вмешательства в их естественный ход в течение последнего столетия. И если все-таки женщина решилась, в итоге в семьях обычно рождается не больше 1-2 детей. Это значит, что женщина остается в ранге Младшей матери и сама не успевает накопить какой-нибудь приличный материнский опыт, а тем более не имеет чего-то позитивного, чему могла бы научить свою дочь, когда придет время.
    Так продолжается уже несколько поколений. В итоге мы имеем устойчиво малообразованных в материнстве женщин, кто не способен (да просто неоткуда научиться) ухаживать за своими детьми адекватно их физиологии, а значит сохранять потомству здоровье.
    Для накопления успешного опыта материнства, а тем более для передачи навыков ухода и воспитания своим потомкам этого недостаточно. Хорошо, что дети вообще рождаются.
    Но остаются ли они здоровыми, если современные мамы по большей части не видят никакого смысла в том, чтобы обучиться адекватному за ними уходу? Чаще всего современные женщины выбирают кредо "мой ребенок и я лучше знаю, как его воспитывать". Вспоминаем, что женщина не может судить, что же все-таки есть хорошо для ребенка, если изучает материнство через посты блоггеров и в ЖЖ.
    Наличие преемственности и иерархии - это основа выживания группы. Откуда ее взять, если все мы живем в бетонных коробках и видим друг друга только в мессенджере, а также судим об успехах по количеству лайков.
    В наше время не до Рангов. В наше время вернуть бы базовые знания об уходе большинству женщин, и следующим этапом - научить их корректно применять полученные знания.
    Будем надеяться на эффект сотой обезьяны и продолжать работать в направлении повышения образованности мам в вопросах материнства.

    ОтветитьУдалить
  4. Какая замечательная статья! Позволяет расширить знания относительно устройства общества, как это предполагается биологией, насколько нам женщинам, стоит понять, что от нас зависит будущее и здоровье поколений. Женщины не только не хотят обучаться, дак, им сложно доказать основы физиологии и биологии, касаемо ухода за ребенком, им проще доверить это дело различным сферам услуг, которые заинтересованы не в здоровье ребенка, а в денежной прибыли. А еще самое грустное в нашем обществе, это новая мода на чайлдфри. Это говорит о том, что молодые девушки не желают таких страшных родов и трудного материнства, что мы и наблюдаем у большинства женщин. И вот снова, не хватает поддерживающего круга, мудрых матерей с адекватным опытом и счастливым материнством.

    ОтветитьУдалить
  5. Как же жаль, что сегодня мы все не имеем рядом к примеру Старшей матери!
    Это же сколько вопросов можно было решать, просто сохранив прежние устои.
    Впервые ставшие матерями, не оказывались бы без обучения грамотных женщин. А сегодня наоборот молодые мамы боятся, когда к ним приезжают их мамы или свекрови. вед их советы и рекомендации носят совсем некомпетентный характер…

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий