Задавались ли вы вопросом – много ли человек в наше время владеет знаниями о законодательстве своей страны, о натуральных законах и своих человеческих правах? И вообще, когда появились все эти законы и кто их вообще придумал? Зачем они?
Если окунуться в историю, то мы увидим удивительный факт, что первоначально сообщества людей жили и регулировали социальные отношения, опираясь на свои биологические программы поведения. Основой всей человеческой деятельности являлась биология и врожденные программы поведения человека, регулируемые как наследственностью, так и надпопуляционными программами, доступа к регулировке которыми у человека нет. Необходимости в фиксации каких-либо правил или договоренной не было, потому что память у всех была хорошая и было принято между своими держать честное слово.
В следующий исторический период, когда появились крупные сообщества, образовавшие города, возникла необходимость фиксировать договоренности. Первые правовые акты возникли из-за того, что поведение человека в людных местах нуждалось в регулировании во избежание конфликтов. Оно также возникло как воспрепятствование криминальному поведению, когда кто-то у кого-то хотел что-то украсть, например, кусок земли, перенеся границу участка, или имущество, не отдавая долги. Так появились первые правовые нормы, регулирующие общественное поведение человека.
Считается, что юридическая наука как относительно самостоятельное знание, возникла в Древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности.
Но откуда взялись законы и почему стали так называться?
Когда-то цари и жрецы считались посланниками Богов или их непосредственными представителями на земле, устанавливаемые ими правила считались непререкаемыми, необходимыми к выполнению, как дань уважения и почитания Богам.
«У короля есть два тела, тело естественное и тело политическое. Его естественное тело, заключенное в нем самом, есть тело смертное, подверженное всем недугам, происходящим естественно или в результате несчастного случая, по недомыслию детского или почтенного возраста или вследствие других недостатков, присущих естественным телам обычных людей. Но его политическое тело, которое нельзя увидеть или потрогать, существует для наставления народа и для осуществления общественного блага».
«Власть короля есть власть Бога. Она принадлежит Богу по природе и королю по милости. Король есть в то же время и Бог, но по милости, и все, что он ни делает, он делает не только в качестве человека, но как наделенный милостью Божьей».
Если правила, данные Богом, не выполнялись, можно было навлечь божью кару на весь народ, на всю страну. Поэтому правила поведения, введенные царем – представителем Бога на земле, назывались законами и были обязательными к выполнению.
Законы Царя Хаммурапи
Первым и наиболее известным юридическим памятником являются законы Хаммурапи, царя Вавилона, изданные им около 1755 года до н.э. Хаммурапи получил законы от Бога Солнца Шамаша, которые он должен был передать своим подданным.История Вавилона свидетельствует о том, что в те времена различали законы, данные Богом и обязательные к выполнению, и социальные договора между людьми, которые к Богу никакого отношения не имели. Также во времена царя Хаммурапи было уголовное право, потому что был криминалитет и уголовные преступления.
Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютной и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.
Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.
Законы Хаммурапи были тщательно продуманы и структурированы. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни:
Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
После древнего мира пришла эпоха, которая сохранила привычку считать, что цари и короли наместники Бога и могут диктовать законы, хотя последней династией, которая реально располагала такими возможностями, была династия Меровингов.
Последние истинные короли
Mеровинги (фр. Mérovingiens, нем. Merowinger или Merovinger) – первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. В V веке в Камбре властвовал Хлодион Длинноволосый и в Турне Хильдерик I.
Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. Reges trinity). С начала династии и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательными атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа.Важнейшим источником для изучения общественного строя франков в меровингский период является одна из наиболее известных варварских правд — «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, в начале VI в., т. е. еще при жизни Хлодвига.
«Салическая правда» отражает архаические порядки первобытно-общинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания. В ней есть сведения о зарождении имущественного и социального неравенства, частной собственности на движимость, права наследования на землю и государства. На протяжении VI—IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде», поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя к феодализму.
Династия Меровингов была последней династией истинных королей, которые провозглашали людям законы от Бога.
Следующие династии утратили эти способности и ввергали общество своим самодурством в большие бедствия.
Эпоха просвещения и возрождение идеи натурального права
В эпоху просвещения возрождается идея данности законов от Бога. Возникает идея неотъемлемых прав человека, данных ему от рождения. Учение о естественных правах разработал Дж. Локк (англ. философ) в XVII в., далее развивали эту идею Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон.
Неотъемлемые права человека – это закон, данный нам свыше, данный нам от Бога. Права появляются с рождения и являются неотъемлемыми.
Основные неотъемлемые права:
-На жизнь,
-На свободу,
-На собственность: (на имущество, на личность, на свое действия, на свой труд и его результаты)
Другие:
-На равенство (прав),
-На охрану своей собственности (своей жизни, свободы, имущества),
-На восстание против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы.
Неотъемлемые права человека, данные ему от рождения, сохранились в конституциях всего мира практически в том же виде, в котором Т. Джефферсон вписал их в Конституцию США. В праве было отражено и закреплено в конституциях непреложное правило: любые законы, регулирующие социальную жизнь общества, должны опираться на наши генетические права, определяющие нас как вид Homo Sapiens Sapiens.
Таким образом, речь должна идти о биологическом неотъемлемом праве, которое мы получаем по рождению просто, как представители вида Homo Sapiens Sapiens. Натуральные биологические неотъемлемые права это наша биология, физиология, наши врожденные ожидания и врожденные безусловные программы поведения.
Человек ведет групповой образ жизни. Жизнь сообщества регулируется биосоциальными законами. Всякая социальная форма поведения имеет под собой биологическую основу и тесно связана с поведением и психоэмоциональными реакциями человека.
Неотъемлемое право является базой для формирования основы законодательства любого государства, к которым относятся конституции, своды законов и других писаных актов, регулирующих жизнь общества. Юриспруденция должна обслуживать неотъемлемые права, а не главенствовать над ними.
Законы, проявляющиеся в человеческом обществе, не могут противопоставляться натуральным законам феноменальной реальности – законам Вселенной, в которой мы находимся. Натуральные явления сами по себе являются законом, который будет реализовываться независимо от наших желаний и записей в любой форме.
Конституция или Основы Законодательства – это констатация неотъемлемых прав человека. Законом может называться только тот правовой акт, который основан на естественных законах и натуральных правах.
Текст подготовлен студенткой курса "Правовой ликбез" Ольгой Аверьяновой.
Комментарии
Отправить комментарий