Причины нежелания современных женщин учиться материнству

Автор: Татьяна Балукова, консультант по грудному вскармливанию, инструктор по материнскому искусству

Есть такой старый советский кукольный мультик о цыпленке, который только только вылупился из яйца и сразу же стал заявлять маме: «Не хочу! Не буду!» - таким образом отвечать на все ее просьбы и предложения. Именно с таким маленьким существом я ассоциирую новоиспеченную маму с первым, вторым, третьим малышом, которая держит на руках свое дитя и… не хочет учиться грудному вскармливанию, уходу, физиологически корректному холдингу, купанию и другим премудростям материнства. И, если в мультике наш главный герой – еще совсем несмышленый малыш, то почему же такое поведение зачастую проявляют ВЗРОСЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ?

В своих аналитических работах я уже поднимала подобный вопрос – почему до сих пор знания человека о самом себе, о своей физиологии и биологии настолько непопулярны,  настолько низки в цене, что современные женщины до сих пор отказываются их перенимать и реализовывать на практике? Ведь именно из-за отсутствия адекватных знаний и обучения у нас в современном обществе возникают такие массовые нарушения материнского поведения, как: 

1. Отсутствие ГВ или неправильно организованное ГВ. 

2. Множество девиаций репродуктивного поведения, женского и мужского. 

3. Маленькая разница между появлением детей на свет. 

4. Девиантные роды.

5. Отсутствие навыков ухода за маленьким ребенком (особенно за новорожденным).

6. Создание материнских групп, направленных на поддержку не только асоциального, но порой и криминального поведения матерей. Это выражается, например, в том, что любое решение женщины, разрушающее здоровье ее ребенка и наносящее ему травму, поддерживается и одобряется другими участницами группы — «ты мама, ты знаешь как лучше».

Давайте сегодня вместе порассуждаем вот над чем – А ПОЧЕМУ МАМЫ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ? Какие могут быть этому причины? Ведь желание своего личного развития, приобретения ловкости, удобства, полезных навыков, да и видеть своего ребенка здоровым и счастливым – не этого ли так жаждет каждая мама на Земле? Что же им мешает?

Первая причина, которую я выделила – это наибольшее проявление низменных нравственных качеств, таких как: лень, наглость, распущенность, слабоволие, зависть, грубость, неуважение к старшим. Как правило, они начинают как красные маяки сигналить у девушки уже в подростковом возрасте, а закладываться еще раньше. Конечно же, я говорю о том, что все это идет именно из семьи, от матери, от ее поведения, как пример для ребенка, и напрямую зависит от воспитания маленькой девочки??? Давайте подумаем, куда же приведут решения вот таких «будущих взрослых»? А именно туда, куда Америка и Европа уже пришли: пропаганда левых направлений, гейпарадов, толерантности к низменному, спокойное «принимающее» (как это стало модно говорить) отношение к противоестественному, как к норме. Учитывая, что дети и молодежь — это смена полного состава общества, становится очевидно, что продолжение рода человеческого в целом находится сейчас под угрозой полного уничтожения. Низменные нравственные качества ведут наше общество в бездну. И все это создается материнскими руками.

Второй причиной я обозначила бессознательные психологические барьеры. К ним можно отнести внутренние установки самой матери, например, когда у нее что-то не получается в обучении, она опускает руки после 1-2-3 попыток и думает, «ну, значит, это не мое», «мне не дано», «нам это не подходит» (например, для обучению положению для сна в позе на руке и приспособления к нему – нужен примерно месяц, а некоторые мамы зачастую хотят всему обучиться за 1-2 дня, что нереально). Обязательно нужно развивать в себе терпение, старание, а не сдаваться при нескольких неудачных попытках. В этом и заключается суть обучения – делать, пока не получится как нужно, как правильно. Посмотрите на наших детей – какие они упорные! Они десятки и сотни раз падают, когда учатся ходить, но всегда встают и продолжают учиться. Они не думают о том, что «наверно, хождение ножками не для меня, буду ползать всю жизнь».

Еще я бы выделила такой самый частый, можно сказать базовый барьер – это ошибки матерей в родах, нарушенные перинатальные матрицы у девочек, ошибки в их воспитании, влияющие на бессознательный уровень восприятия материнства. Когда девочки сами становятся мамами, то последствиями этих ошибок становятся психологические барьеры и такие же сложности, которые пережили они сами. Получается замкнутый круг. Такой маме поможет именно осознанный подход к обучению, раз бессознательные программы у нее нарушены. Стоит понять, что материнство – это такая же наука и работа, как и другие и, чтобы делать ее хорошо, нужно учиться. Даже если очень не хочется. Сейчас мы уже взрослые женщины и вполне можем осознанно настроить себя на истинный путь, а не искать отговорки.

Третья причина, которую мне удалось выявить – это проявления интеллектуальной ограниченности. В современном обществе уже ярко проявляется снижение уровня интеллекта в целом, и, в частности, среди женщин детородного возраста. А если женщина «не блещет умом», то маловероятно, что она будет проявлять желание учиться в принципе, и тем более решать те или иные проблемы, которые могут возникнуть с родами, грудным вскармливанием, поведением малыша. Ведь гораздо проще переложить ответственность за своего ребенка на акушеров, педиатров, бабушек, чем самой разбираться в своих же ошибках. У таких мам будут виноваты все, но не они сами. А учиться? А учиться в этом случае нет нужды. 

Четвертая причина — это нарушение социальной иерархии, а именно отсутствие адекватно сформированного уважения к старшим. Без него никакая девушка не сможет учиться и перенимать знания. А зачем, если старшие у нас считаются «не современные, архаичные, не почитаются в семье», «свое отжили и ничего не понимают». Самый простой пример: в семье мама пререкается с бабушкой, не слушает ее, нет семейственности, нет совместного времяпрепровождения, встречи праздников. В этом случае у внучки будет формироваться неправильное представление об иерархии, будет формироваться неуважение к бабушке, пренебрежение. В итоге получается, что возможность учиться у старших закрывается, а учиться у младших в принципе нечему, потому что у них меньше опыта, меньше знаний. Такая ситуация является нарушением натуральной иерархии – старшие передают опыт и знания младшим, а не наоборот. По этой причине мамам, кто бы и хотел учиться, психологически бывает сложно довериться специалисту, младшему по возрасту, чем сама мама, потому что это идет вразрез с нашей женской иерархией.

Немаловажную роль в нежелании мам обучаться – играет отсутствие адекватных ориентиров, на которые начинающая мама смогла бы ровняться и опереться. Например: 

- вокруг нее все подруги с «проблемными детьми, и нет хорошего примера;

- мамы, кто учился самостоятельно или непонятно чему (так как некоторые специалисты учат нефизиологичным приемам), транслируют свой негативный опыт своему окружению: «я училась с первым ребенком, но вот ничего не помогло, все равно – проблемы с родами/сном/ребенком/гв». Спрашивается тогда, зачем учиться, если все равно, все плохо?;

- биологически адекватные ориентиры, которые в современном обществе встречаются все реже и реже, принято обесценивать и называть «просто повезло». Так мама подминается окружением, которое вдобавок ко всему еще может стыдить ее за желание обратиться к специалисту: «А что там уметь? Чему учиться? Нас ничему не учили, и все хорошо. Вот грудь, вот ребенок – корми! Что ты такое выдумала обращаться за помощью?!»

Сейчас в обществе идет большой акцент на онлайн обучение, а по уму нужно вызывать специалистов на дом и учиться грамоте, а не отсебятине по картинкам и описаниям. Онлайн обучение — это неполноценное обучение и очные встречи оно никогда не заменит.

Еще одна, пятая, очень глубокая и важная причина нежелания матери учиться — неудачный личный опыт с первым/вторым ребенком (особенно, если мама училась): таким мамам порой сложнее взять себя в руки, взять ответственность на себя, признать свои ошибки. Они так и говорят: «Зачем учиться снова, я и так все знаю, но вот с первыми ничего не вышло. Так что учиться не буду. Это все пустое». И опять же такой маме следует задать всего один вопрос: чему и у кого ты училась, раз эти знания и навыки не сработали? Скорее всего училась «чему попало и у кого попало». Таким мамам очень важно понять и принять тот факт, что если не получилось что-то с первым/вторым ребенком, то, наоборот, – нужно разобраться, что было не так, какие ошибки были допущены и исправить их, а не пускать на самотек. 

Интересен еще тот момент, что по статистике обучаемости – мама со вторым ребенком – самая необучаемая. А вот мама с третьим, если все хорошо с интеллектом, настроена на обучение, особенно, если с первыми двумя не получилось. Мама с 4 и более детьми, если не училась, то является самой сложной – убедить такую маму, что обучение ей необходимо, практически невозможно, она задавит количеством детей и своим негативным опытом. Хотя это и негативный опыт, но опыт выращивания четырех детей! Как правило, у таких мам все дети больные. Чтобы в этом убедиться, можно провести небольшое исследование и: посчитать болезни всех детей такой мамы, после чего можно сделать объективный вывод о ее успехах или неудачах в материнстве. На практике оказывается, что у таких необученных многодетных мама первые дети более здоровые, а последние более больные. Почему возникает такой парадокс? Потому что негативный опыт матери, ее ошибки закрепляются от ребенка к ребенку и многократно усиливаются, хотя должно быть наоборот: мама учится, и каждый новый малыш здоровее предыдущего благодаря накоплению и совершенствованию положительного материнского опыта. 

Исходя их вышесказанного можно сделать однозначный вывод: причины нежелания мам учиться материнству очень многогранны, они уходят в глубь психологии и физиологии. И это большая проблема современности, для решения которой нужен комплексный подход. Корни проблем с обучением лежат именно в детстве девочек, зависят от семьи, от воспитания, от окружения. 

Но кто бы что ни говорил, истина проста — учиться нужно любой маме. И нужно подходить к этому осознанно! Также, как танцам, спорту, управлению машиной, кулинарии, игре на музыкальных инструментах и любой другой работе НУЖНО УЧИТЬСЯ, перенимая опыт у знающих специалистов, также нужно учиться и материнству. Мы не идем к физику учиться биологии, не идем к пекарю учиться вождению машины. В любом деле, если у нас что-то не получается, то мы ищем именно компетентного специалиста. Если у нас не получается, например, испечь пирог, мы не опускаем руки, а пробуем снова и снова. И это правильный подход. Я очень надеюсь, что и в материнстве он тоже будет применяться.



Комментарии