Материнству надо учиться: к чему приводит быстрое решение вместо полноценного обучения

Автор: Горчанюк Анна, общественный консультант по грудному вскармливанию.

Часто можно услышать в адрес мам с маленькими детьми такие слова: в декрете женщина тупеет и деградирует. На самом деле это абсолютно не так! Природой предусмотрено, что при рождении ребёнка, особенно первого, женщина как раз-таки, наоборот, предрасположена к обучению и развитию, в частности, к обучению материнству. Давайте выделим и рассмотрим следующие основные вопросы, чтобы донести до мам важность обучения материнству:

1. Наши воспоминания о детстве: имеются ли они? Какие?
2. Какие именно знания нужны мамам, чтобы вырастить ребёнка здоровым и счастливым?
3. Почему важно полноценное обучение материнству, а не так называемое «тушение пожаров»?
4. Почему мамы не хотят учиться материнству?
5. В чём заключаются выгоды полноценного обучения материнству?

1. Наши воспоминания о детстве: имеются ли они? Какие?

При принятии решения о необходимости обучения материнству всем мамам целесообразно вспомнить своё детство и ответить себе на такие вопросы:
- Помню ли я собственное детство?
- С какими эмоциями я вспоминаю своё детство?
- Хотела бы я, чтобы мой ребёнок помнил своё детство таким? А меня такой?

Очень часто мамы не обращают внимание на то, как они себя чувствовали в своём детстве, или не хотят обращать на это внимание. Важно отметить, что, когда растили нас — сегодняшних мам — приоритеты в воспитании отдавались «материальным проявлениям» родительства: нас одевали, обували, кормили, учили, лечили. А вот формированию тёплых и по-родственному близких глубоких отношений, взаимоуважению, сочувствию, взаимопониманию нас не учили.

Почему же так важно мамам вспомнить своё детство?

Потому что именно в детстве закладывается базовое здоровье человека, его модели поведения, отношение к миру и к жизни. И всё это закладывается при непосредственном участии мамы. Природой именно так и заложено, что в раннем детстве мама является для ребёнка самым важным человеком, от которого зависит выживание этого малыша. Именно мама вынашивает, рожает, растит и воспитывает ребёнка. Поэтому нам, современным мамам, нужно постараться, чтобы у наших детей остались тёплые воспоминания о детстве. Так малыши вырастут физически и психически здоровыми, полноценными и счастливыми взрослыми.

2. Какие мамам нужны знания, чтобы вырастить ребёнка здоровым и счастливым?

Для начала, нам важно понять, что ребёнок — это целостный живой организм, система, в которой всё взаимосвязано. Выбирая себе профессию, мы получаем полноценное образование, чтобы в дальнейшем работать по специальности. По мере накопления практического опыта мы проходим повышение квалификации, получаем необходимые нам специальные знания, в общем, растём профессионально. Так и для женщины, ставшей мамой, получение адекватных знаний в области материнства и профессиональный рост являются очень важными и ценными – ведь у нее одна из самых сложных «работ»: вырастить физически и психологически здорового человека. Обучение материнству можно сравнить с получением высшего образования — настолько много нужно знать об особенностях детского организма и психики!

Рожая ребёнка, мамы зачастую ничего про него не знают, полагаясь на материнский инстинкт. К большому сожалению, инстинкт и знания – это совершенно про разные вещи. Информация о том, как растить детей, нигде не предусмотрена: ни в школе, ни в женской консультации, ни в детской поликлинике. Современное общество необоснованно рассчитывает на материнский инстинкт, который, как предполагается, должен включиться, и все необходимые материнские знания каким-то чудесным образом загрузятся в голову женщины. Так она сразу после родов будет знать: как прикладывать ребенка к груди, пеленать, качать, осуществлять корректный холдинг и так далее. Такое чудо было бы, безусловно, приятно, но нет, женщины устроены не так. И теоретические и прикладные знания в сфере материнства вынесены в зону обучения, то есть женщинам всё-таки нужно учиться материнству.

Поскольку ребёнка не растят по частям, для воспитания здорового и счастливого человека нужны комплексные знания:
- о врожденных ожидания ребёнка, в первую очередь от мамы;
- о его врождённых программах развития и инстинктивном поведении;
- о том, как грамотно организовать грудное вскармливание;
- об элементах ухода, который необходимо организовать для адаптации родившегося малыша к этому миру;
- об особенностях развития ребёнка по возрастам;
- о том, как сохранить и поддержать детское здоровье, как помочь при болезнях.
Все эти ценные знания о детях и уходе за ними помогают маме стать компетентной мамой, а именно: знать и понимать потребности своего ребёнка по возрастам и адекватно выстраивать свою линию поведения. Такая мама будет восприниматься ребёнком как надёжная мама, и в паре «мама + малыш» будет хорошо обеим сторонам.

3. Почему важно полноценное обучение материнству, а не так называемое «тушение пожаров»?

В практике специалистов материнских профессий очень часто встречается такой факт: мамы просят разовое, быстрое решение своей проблемы – «тушение пожара». Однако, при более детальном рассмотрении ситуации и опросе мамы выясняется, что на самом деле заявленная проблема не единственная, многие элементы ухода за ребёнком нуждаются в корректировке. В таких ситуациях маме бывает довольно сложно объяснить, что её конкретная проблема или комплекс затруднений возникли потому, что она мало знает или вовсе ничего не знает о своём малыше и действует наобум, что ошибочно называют материнской интуицией — «как сердце подскажет». А что оно может подсказать, если у мамы нет комплексных систематизированных знаний?

Глядя по сторонам, как мамы растят своих детей, какие принципы и подходы используют, нужно обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, мамы делают так, как получается, как советуют другие, и не важно, удобно самой маме её материнство, имеется или отсутствует воспитательный результат, мамы просто ждут, когда ребёнок подрастёт. К сожалению, мамы не выстраивают причинно-следственных связей и оставляют за кадром тот факт, что им придётся жить с детьми, которых они растят. Они не учитывают, что все противоречащие биологии человека эксперименты при взращивании и воспитании детей обязательно приведут к тем или иным негативным последствиям.

Во-вторых, мамы, которые не владеют комплексными знаниями о ребёнке, организуют свое материнство по стратегии похожей на «тушение пожаров», стремясь решать сиюминутные проблемы, которые как снежный ком наслаиваются одна на другую по мере роста и взросления ребенка.
С другой стороны, рассмотрим пример наличия у мамы комплексных знания о детях, а именно: мама своевременно изучает, как устроен организм ребёнка, какие у него потребности, как они изменяются по мере роста и развития ребенка, чтобы понимать причинно-следственные связи между своими действиями и их влиянием на детское здоровье и поведение.
В результате если обученная мама имеет все вышеперечисленные знания о своём малыше, совершает правильные действия, то она действует на опережение, на шаг вперёд, уверенно и стабильно. Многие проблемы обойдут ее стороной. При этом мама не тратит своё время на бесполезные занятия для ребенка, она знает, как организовать быт и семейное времяпрепровождение с детьми, знает, как реагировать на то или иное поведение. Таким образом, мама радуется материнству, а ребёнок воспринимает маму как знающую и надёжную.

Комплексные знания о ребёнке помогают маме понять, что же с ним происходит, что происходит в паре «мама + малыш», и при необходимости своевременно обратиться за поддержкой и помощью к соответствующим специалистам материнских профессий — консультанту по грудному вскармливанию и/или инструктору по материнскому искусству. Вот так и происходит обучение мам: сначала получение теоретических знаний, так называемой базы знаний, их применение на практике, а при возникновении вопросов и сложностей — решение конкретных задач с соответствующими специалистами. Всегда лучше не доводить ситуации с детьми до реальных проблем, последствия которых исправлять труднее, если таковое вообще возможно.
Таким образом, полноценное обучение материнству способствует повышению материнской осознанности, уверенности и спокойствия мамы при выращивании и воспитании ребёнка.

4. Почему мамы не хотят учиться материнству?

Развёрнутый ответ на этот вопрос содержится в статье консультанта по грудному вскармливанию и инструктора по материнскому искусству Татьяны Балуковой «Причины нежелания современных женщин учиться материнству». Перечислим основные причины, почему мамы не хотят учиться.

1. Проявление низменных нравственных качеств таких, как: лень, наглость, распущенность, слабоволие, неуважение к старшим, что ставит под угрозу продолжение человеческого рода.

2. Бессознательные психологические барьеры, например: мама сдаётся и перестаёт прилагать усилия при нескольких неудачных попытках. А суть обучения заключается в том, чтобы делать, пока не получится, ведь материнство — это такая же наука и работа, как и другие, и чтобы делать её хорошо, нужно учиться.

3. Проявление интеллектуальной ограниченности. В этой связи маловероятно, что женщины будут проявлять желание учиться в принципе, и тем более решать те или иные проблемы, возникающие с родами, грудным вскармливанием, поведением малыша, а будут перекладывать ответственность на врачей, бабушек и всех прочих.

4. Нарушение социальной иерархии, а именно отсутствие адекватно сформированного уважения к старшим, без него никакая девушка не сможет учиться и перенимать знания.
Важную роль в нежелании мам обучаться играет отсутствие адекватных ориентиров, на которые мама смогла бы ровняться. Например:
- у подруг проблемные дети;
- мамы в окружении транслируют свой негативный опыт;
- обесценивание биологически адекватных ориентиров, которые называют «просто повезло».

5. Неудачный личный опыт с первым/вторым ребёнком. Таким мамам очень важно понять и принять тот факт, что если не получилось с первым/вторым ребёнком, то наоборот нужно разобраться, какие ошибки были допущены, и исправить их.

5. В чём заключаются выгоды полноценного обучения материнству?

Самым часто задаваемым вопросом мам на призыв обучаться материнству является вопрос о стоимости обучения. А вот экономию — временную, материальную и моральную — почему-то никто не учитывает. Приведем примеры, где и как экономит своё время, силы и средства обученная мама:

1. Организация грудного вскармливания экономит средства на приобретение смеси, воды, бутылочек, сосок, стерилизаторов и иных принадлежностей, а также время на приготовление искусственного питания и силы на уход за сопутствующими принадлежностями. Наличие грудного вскармливания впоследствии благотворно влияет на отношения в паре «мама + малыш».

2. Обучение грамотному ношению ребёнка на руках, купанию, высаживанию экономит мамины силы и время, экономит средства на приобретение колясок, переносок, манежей, подгузников. В дальнейшем грамотный уход за родившимся малышом и грудничком экономит время и средства на посещение соответствующих специалистов, если возникли нарушения детского здоровья в результате неграмотных действий мамы.

3. Организация совместного сна экономит средства на организацию отдельного спального места для ребёнка (а именно: на приобретение кроватки и постельных принадлежностей, мобиля и так далее), а также экономит силы мамы на организацию грудного вскармливания, особенно в ночное время.

4. Организация педагогического прикорма экономит силы мамы на приготовление пюре, отдельных детских блюд и средства на приобретение готовых пюре в баночках, а впоследствии экономит время и средства на решение возникающих вопросов с желудочно-кишечным трактом у детей младшего и дошкольного возраста.

Таким образом, изначально получение биологически адекватных знаний по самым основным материнским темам — грудного вскармливания, ухода за детьми, организации сна, прикорма и в целом материнства — экономит время и денежные средства:
- на авральное решение возникших затруднений и проблем, так называемое «тушение пожаров»;
- на исправление допущенных ошибок;
- на восстановление физического и психического здоровья ребёнка и мамы, если таковое является возможным в принципе.

В завершении ещё раз подчеркнём: природой заложено, что женщина получает радость и счастье от материнства, поскольку рождение и выращивание детей — это естественный процесс. Не могла эволюция так ошибиться, чтобы превратить воспитание детей — продолжение рода — в мучение для женщины, сравнимое по прохождению всех семи кругов ада. Положительные эмоции в материнстве возможны только в том случае, если мама располагает соответствующими знаниями и грамотно и своевременно применяет их на практике. В этом случае она познает счастье материнства, а ее ребенок узнает и запомнит счастливое детство.

Подводя итог, призываем мам быть обученными и надежными взрослыми для своих детей, чтобы вырастить их здоровыми и счастливыми!

Список литературы:
1. Статья Ж. В. Цареградской «Материнству нужно учиться».
2. Статья Ж. В. Цареградской «Подарок от мамы или базовое здоровье».
3. Статья Татьяны Балуковой «Причины нежелания современных женщин учиться материнству».
4. Публикация Анны Малковой «Не обучаться - ещё дороже».

Комментарии