Натуральная материнская иерархия и современное общество

Сообщение подготовила студентка курса "Материнское искусство" Екатерина Линькова.

Человек — существо социальное и в нашей человеческой природе заложено стремление быть членом группы, обмениваться своим опытом с другими и соблюдать иерархичность. В любой семье, как в малой группе, также существует иерархия. Семейные отношения на Руси строились по строгим патриархальным законам: младший подчинялся старшему, женщина - мужчине, дети - родителям. 

Поскольку человек имеет половую специализацию с разделением жизненного пространства на мужское и женское, у мужской и женской группы есть собственная социальная иерархия со строго определёнными рангами. Так мужчины обладают «социальным возрастом» и их статус меняется от неженатого парня до женатого мужика без хозяйства и домохозяина большака. В женской половине семьи создавалась своя материнская иерархия, в которой наивысшим статусом пользовалась жена большака - большуха.

Урбанизация современного общества негативно отразилась на состоянии материнской группы и материнского континуума. Нет той среды, в которой непрерывно происходит взращивание детей, основанное на биологических законах, где передается материнский опыт от старшей матери младшей матери. Распад общин, сокращение количества больших семей, тенденция к разрозненности общества привели к утрате материнской преемственности в целом.

Еще в начале ХХ века женщины рожали обычно дома, без медицинской помощи, основным помощником была свекровь и повитуха.  Женщины дореволюционного поколения рожали как дома, так и в больницах, вместо повитухи стали часто приглашать акушерок, которые появлялись в районных центрах, или «медичек» (медсестер, фельдшеров) из медицинских пунктов, которые уже были в деревнях к концу 50-х годов почти повсеместно.  Женщины, рожденные в 1930-1950 годах, в основном пользовались государственной медициной, следовали рекомендациям медицинских работников в вопросах выращивания детей. Различия между социальным институтом материнства, созданным советской властью, и натуральным институтом материнства – колоссальны. 

Одновременно с утратой материнской преемственности в современном обществе утрачено само доверие и уважение к старшему поколению. Зайдите на какой-нибудь женский форум или группу в Телеграмм и найдите там ветку обсуждений про свекровь: «Она упорно детям покупает чупа-чупсы и включает мультфильмы. — А моя мужа все время «накручивает». — А мне крем подарила для увядающей кожи. — Ко мне лезет и лезет с советами, как детей воспитывать. — А я просто не могу с ней. Точка». Конфликт свекрови и невестки принято называть «вечным», но порой причина натянутых отношений скрывается в том, что роли перепутаны, и каждая из женщин занимает не свое место. «Кому свекровь свекровушка, а кому свекровища» - гласит пословица. 

У слова «свекровь» в народе несколько версий исходного значения: «своя кровь», «свой кров», «всех кровь», «все в кровь». Еще до свадьбы свекровь хотела побольше о своей невестке будущей узнать. Для нее важно было сможет ли она стать матерью для ее внуков. Ведь знала: на смотринах могут и обмануть — надеть на худую девку несколько сарафанов, вплести в жидкую косу конский волос, ленты, бусины, щеки набелить и нарумянить, брови насурьмить. Вот и приглашала будущая свекровь молодую в бане попариться. Звала также нескольких взрослых родственниц со стороны жениха и бабку повивальную: вот уж кто точно оценит, ладно ли сложена невестушка! В парной свекровь убеждалась, что с девицей все в порядке, что она пышна и здорова, а после бани звала всех взрослых женщин чай пить с травами, с баранками. Девушку под предлогом, что молода для разговоров домой отправляли, а самим им теперь было что обсудить. Свадебный день для свекрови был очень хлопотный. Ее приглашали с утра в дом невесты, чтобы покрыть невесту тяжелой фатой. А после венчания свекровь эту же фату и снимала — как будто настоящая мать свою дочь родила. Поэтому принято было на Руси, чтобы невестушка свекровь мамой называла. 

В народе о лютом нраве свекрови говорили: «Свекор — гроза, а свекровь выест глаза». Шла молодая жена в дом и знала уже, что ее там ждать может — «От свекровушкиной ласки слезами захлебнешься». Мужчины днем редко когда дома бывали, ведь все хозяйство на них и работы полевые, а женщины весь день вместе по дому трудились: свекровь, невестки и золовки — незамужние дочери. Все на виду друг у друга! Любую оплошность невестки свекровь видела и не упускала случая побранить ее, а то и кулаками поучить. Своих дочерей тоже ругала, да только что сравнивать! Говорили в народе: «Свекровь дочку бранит — невестке науку дает». Свою то кровь жалко, а невестка — чужая!

Как невестка могла со свекровью сладить? Только молча подчиниться ей. Делать исправно всю работу, что свекровь поручит, слушать упреки, принимать советы и даже побои терпеть. Нельзя роптать, нельзя матери или мужу жаловаться: ушла в другой дом — назад дороги нет. Строгость свекрови к невестке всегда оставалась, а вот враждебность со временем проходила. Как только молодуха рожала первенца, то становилась уже и не такой чужой, а если показала себя справной хозяйкой, послушной и кроткой, то и вовсе легче становилось. Недалеко ведь то время, когда и сама невестка в свекрови будет определена. Первое и самое главное, что стоит понять и осознать в отношениях со свекровью, это то, что вы входите в семейную систему, где она — старшая женщина, которой сложно противостоять своему инстинкту передачи знаний. Все, что связано с опытом «взрослой» женской компетентности, женщина осваивала в семье мужа. Осуществлялся контроль за внутренним, психологическим пространством молодой матери. Материнство понималось как путь к освоению магической силы – один из наиболее сильных инструментов построения женской вертикали в русской деревне: подчинения, с одной стороны, и переход в новый статус, получение новых знаний, привилегий, социального авторитета и наследования традиций, с другой.

Зачастую «конфликты поколений» становятся нормой современной жизни, и молодые матери не желают не только обучаться материнству, но и находиться в материнском континууме, потому что сбиты ориентиры и нет культурного воспитания как у молодых, так и у более опытных матерей.

Также стоит обратить внимание на устройство материнской иерархии в традиционных племенах наших дней, сохранившие архаичную культуру — индейцы гуарани в Южной Америке, пираха в Бразилии и бушмены в Южной Африке. В таких общинах, роль матери и женщины в целом играет важнейшую роль в поддержании и передаче традиций, ценностей и знаний. У индейцев отсутствует письменность и всю информацию, включая опыт и традиции передается в устной форме. Они с большим уважением и почтением относятся к самым старшим членам племени, поскольку старшие передают им свои знания о природе и рассказывают о традициях. Девочки растут в большой женской группе, имеют возможность наблюдать за поведением женщин-матерей, приобщаться к уходу за маленькими детьми, тем самым накапливая первоначальный опыт обращения с младенцами. В дальнейшем, вырастая, они обращаются за советом к старшим матерям, начиная с момента беременности, заканчивая вопросами ухода и воспитания детей. Дети растут здоровые и сильные, прибегать к лечению приходится крайне редко. В племени царит атмосфера гармонии, спокойствия, сплоченности и взаимоподдержки. Они считают себя по-настоящему счастливыми людьми. У них нет синдрома хронической усталости, панических атак, депрессии и каких-либо психических расстройств. Им чужды такие пороки, как воровство, убийство, самоубийство. Столь спокойная и счастливая жизнь – результат традиционного уклада.

«- Где ваши женщины? Дети вижу гоняют какой-то скрученный из тряпья носок по красной глине, а жены чем-то тоже вероятно заняты?

- Им не стоит с вами разговаривать. У них много своих дел и им не место в мужских переговорах

- Но мы же не на переговорах, просто беседуем

- Да, беседуем. Женщинам тут не место.

- Сколько у вас детей?

- У меня 7 детей и три жены. Я только недавно прошел обряд посвящения в воины.

Вспоминаю свое путешествие по Кении и посещение деревни племени асаи, этот разговор с молодым вожаком племени. И как я удивлялась тому чувству спокойствия и порядка среди глиняных домов и большой кучей коровьего навоза посередине деревни, искренности детских глаз, усиженными мухами, их послушанию старших. Женщин мне тоже посчастливилось повстречать и отметить для себя их аутентичную красоту и скромность. Молодые женщины были с детьми на руках или в перевязи на спине, а старшие женщины сидели на земле у стен хижин, держась за палку и щурили глаза на солнце. После этой поездки я понимала, что современные городские жители очень сильно нарушили свою связь с природой и остались восприимчивы только к искусственным стимулам и условным знакам — лампочкам, которые включают и выключают посторонние люди, имеющие свои собственные посторонние цели». 

Тот уклад жизни, который сейчас сложился в современном цивилизованном обществе, в корне отличается от образа жизни, соответствующего биологической норме. И мы вряд ли можем назвать его поистине цивилизованным и похвастаться крепкими отношениями в семье, здоровьем своих детей и спокойной счастливой жизнью. Понимание материнской иерархии утратилось, но её биологическая значимость и потребность в ней остается неизменной.

Главное, что надо запомнить: горизонтальная материнская и вертикальная социальная иерархии объективно существуют и являются биологической данностью, т.е. изначально заданным условием существования человека как вида и человеческого сообщества в целом. Биологическая данность формируется эволюционно и не может быть преодолена путем революций, политических учений, рекламы, коммерции и т.д. 

Источники:

1) Материнская иерархия как социальный лифт и как базовая основа общества (specialisty-materinstvo.blogspot.com)

2) Уход и воспитание. Сборник статей: Материнская иерархия в современном обществе (grudnichok-uhod.blogspot.com)

3) Адоньева С. Б. Большаки и большухи (folk.ru)

4) От парня до большака | Familio.Media

5) Теща или свекровь: кого на Руси почитали больше (cyrillitsa.ru)

6) Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре - Баранов Д.А., Баранова О.Г., Зимина Т.А., Щепанская Т.Б., Мадлевская Е.Л., Мазалова Н.Е., Мозоль Е.В., Островский А.Б., Прокопьева Н.И., Федорова Е.М., Холодная В.Г., Шангина И.И. - 2005 (djvu.online)

7)  Ж.В. Андриевская «От девицы до бабы: мир русской женщины». - Ростов н/Д: Феникс, 2024

8) Мир русской деревни (narod.ru)

9) Племя Гуарани (rasoved.ru)

10) Про племя бушменов — как наяву увидеть жизнь далеких предков (control-point.ru)

Комментарии