Когда же ребенок готов к прикорму?

Автор: консультант по грудному вскармливанию Н.А.Ядрова, 2002 г.

Увидев по телевизору рекламу грудного вскармливания, я ужасно обрадовалась. "Ну вот – подумалось мне – наконец-то все молодые мамы узнают, чем нужно кормить детей до полугода и что вода нужнее цветочкам, чем новорожденным."

Радость моя длилась недолго. В один прекрасный день мне позвонила подруга, счастливая мамаша месячной девочки. "Поздравь нас, – сказала подруга, – нам уже месяц! Вчера мы начали пить сок!" На все мои уверения, что такой крошке сок не нужен, подруга упрямо твердила, что ребенку нужны витамины, и вообще, раньше сок давали с трех недель.

Как же переубедить ее и других мамочек, свято уверенных, что месячная  кроха способна извлечь пользу из соков и прочих продуктов?  Я решила, что помочь мне может только серьезный научный труд, содержащий веские доказательства.  И тогда подруга достала для меня толстый том "Очерки по возрастной физиологии" Ильи Аркадьевича Аршавского. Аннотация гласила, что "в книге обобщены данные 30-летнего опыта и систематических  исследований коллектива лаборатории возрастной физиологии и патологии АМН СССР, посвященных экспериментальному анализу тех специфических особенностей физиологических отправлений, какими характеризуется организм животных и человека в различные возрастные периоды".

Согласно данным, приведенным в этой работе, развитие нашей пищеварительной системы предопределено генетически. Именно  гены определяют, как должна работать  пищеварительная система ребенка в зависимости от его возраста.

Получить наиболее полное представление о физиологии пищеварения новорожденных ученым удалось с помощью экспериментов на щенках с первых дней жизни. Не удивляйтесь, ведь собака тоже млекопитающее и многие физиологические процессы у собак сходны с таковыми у человека. Вспомните, что в космос перед человеком полетели именно собаки, а знаменитый академик Павлов изучал возникновение условных рефлексов на "братьях наших меньших". Еще в 1902 году ученые Shcumm и Glässner установили, что состав поджелудочного сока у человека совпадает с составом сока собаки. Вот только живет собака гораздо меньше человека, поэтому, по своему биологическому возрасту щенок 16-18 дней соответствует примерно полугодовалому ребенку. По свидетельствам зоопсихологов щенку 2-х месяцев – 3 человеческих года, а в 3 месяца ему уже "стукнет" 5 человеческих лет.

Чтобы понять, чем отличается пищеварение детей, вспомним, как происходит этот процесс у взрослых.

Все, что мы едим, сначала измельчается и пропитывается слюной в ротовой полости, а затем поступает по пищеводу в желудок, который к тому времени уже содержит небольшое количество желудочного сока, выделившегося при виде и запахе пищи. Желудочный сок  взрослых содержит ферменты для переваривания белков и углеводов, а также соляную кислоту, активирующую эти ферменты и создающую защиту от бактерий, поступающих с едой. Основная масса желудочного сока выделяется в ответ на раздражение стенок желудка поступившей пищей. Для полноценного переваривания необходимо, чтобы все содержимое желудка как следует пропиталось желудочным соком. Поэтому желудок во время обработки пищи совершает так называемые "маятникообразные движения", постоянно перемешивая все, что в нем находится. Через некоторое время (от 1 до 4 часов) сформировавшаяся масса поступает в двенадцатиперстную кишку для обработки желчью и ферментами панкреатического сока. Под их действием происходит дальнейшее расщепление белков, а также начинается переваривание жиров. Прошедшая обработку ферментами пища поступает в кишечник для дальнейшей обработки и всасывания.

В таком виде пищеварение практически не функционирует у новорожденного. Полноценное усвоение питательных веществ из взрослой пищи происходит только к двум годам, а по количеству вырабатываемых ферментов и объемам, этот процесс будет соответствовать взрослому только к пятнадцатилетнему возрасту! Вся эта сложная система начинает развиваться еще во внутриутробном периоде, и становление функции пищеварения последовательно через несколько этапов.

У плода пищеварение начинает функционировать с того момента, как он приобретает способность заглатывать околоплодные воды. Вопреки нашим представлениям об исключительно защитной функции околоплодных вод, они служат также для питания созревающего ребенка, т.к. содержат белки, углеводы, липоиды и минеральные вещества. Кроме того, вкус околоплодных вод может меняться в зависимости от питания матери, а плод способен различать этот вкус и все его изменения уже с 3-го месяца беременности. В последние месяцы беременности количество заглатываемых вод равно 1 литру в сутки. Несмотря на это, способность к перевариванию питательных веществ крайне низкая.

После рождения пищеварение интенсифицируется, но происходит это лишь по отношению к белкам фибрин и казеин, входящим в состав грудного молока. А функция синтеза свободной соляной кислоты, необходимой для пищеварения, отсутствует даже у детей  4-х месячного возраста и старше! 

В ходе экспериментов выяснилось, что у малышей, стимуляция секреции желудочного сока достигается механическим раздражением  слизистой желудка непосредственным действием молока, и что выделение желудочного сока не происходит при виде пищи и вдыхании ее запаха, как это бывает у взрослых. Пища более твердой консистенции не вызывает выделения желудочного сока и, соответственно, не может перевариться. 

Секреция поджелудочной железы у новорожденных во много раз меньше, чем у взрослых. Ферменты поджелудочной железы способны переваривать казеин грудного молока и жир в очень малом количестве, а ферментов для переваривания углеводов у ребенка нет. Именно поэтому грудное молоко содержит ферменты для переваривания    жиров и углеводов, т.е. само себя переваривает.

В течении всего периода питания только молоком (т.е. до 6 месяцев) пищеварительная система  ребенка не способна к совершению маятникообразных движений, обеспечивающих перемешивание поступившей пищи. У щенков они возникают вначале на 10-12, а затем после 20-го дня жизни. Окончательно эта функция устанавливается у щенка 1,5 месяцев, когда он полностью отлучен от материнской груди. Для человека этот возраст равен приблизительно 2 годам.

Как реагирует щенок на попытки раннего введения прикорма? Даже 5-10 грамм соскобленного мяса, попавшие в желудок щенка моложе 10-12 дней, не эвакуируются из него и после 9 часов переваривания. Интересно поведение щенков в ответ на попытки предложить им съесть мясо. Начиная с 1-2 дня жизни, на действие запаха сырого мяса  щенки отвечают резко выраженной отрицательной реакцией, выражающейся в отворачивании головы и в попытках пятиться назад. Такая реакция длится у одних щенков до 16-го, других до 18-го дня жизни, затем сменяясь на резко положительную. Причем выраженное желание поесть после ощущения запаха мяса  появляется как у щенков, которые наблюдали процесс кормления матери мясом, так и у тех, кто этого никогда не видел  и даже не ощущал запаха мяса. Для осуществления описываемой реакции имеет значение не индивидуальный опыт щенка, а лишь строго определенный возраст, когда эта наследственно обусловленная реакция может осуществиться.  И, конечно, ни одной щенячьей маме не придет в голову начинать прикармливать сына или дочку только потому, что им уже исполнилась, например, неделя.

Дети, конечно, не щенки, но и они дают знать своим родителям, до какого времени они не нуждаются в прикорме. Все знают, насколько тяжело дать что-либо новорожденному с ложки. И не потому, что неудобно, а потому что у детей до 4-х месяцев существует так называемый "рефлекс выталкивания ложки", то есть он начинает выталкивать языком твердые частички пищи или инородные тела, чтобы не подавиться. От 4 до 6 месяцев этот рефлекс угасает. Одновременно с этим координируются движения языка и глотательные движения.

Поэтому оптимальным сроком начала введения твердой пищи у грудного младенца является достижение им возраста 6-ти месяцев. К этому времени угасает рефлекс выталкивания, появляется соответствующие движения языка, формируется способность адекватно реагировать на поступление в желудок твердой пищи, а сам желудок начинает совершать маятникообразные движения.

Наши малыши находятся в менее благоприятной  ситуации, чем щенки. Современные мамы, получившие свои знания от бабушек и педиатров, зачастую сами не осознают, что оказались под влиянием системы, придуманной  и навязанной матерям еще при социалистическом строе. Главным тогда были трудовые достижения, а не воспитание детей. Малышей отправляли в ясли в 3 месяца, а чтобы угрызения совести не отвлекали мам от производства, им говорили, что в грудном молоке все равно мало витаминов и  свежие соки, пюре и кашки ребенку гораздо полезней. В западных странах ту же политику проводили крупные компании-производители детского питания. Вот так мы и утратили не только знания о правильном введении прикорма, но и грудное вскармливание вообще.

В заключении хочу добавить, что книга И. А. Аршавского "Очерки  по возрастной физиологии" вышла еще в 1967 году. Уже тогда наши ученые пытались привлечь внимание медицинской общественности  к необходимости правильного вскармливания детей, но везде натыкались на полнейшие равнодушие и враждебность. С 1969 года Аршавский и его сотрудники находились в опале, а в 1978 году лаборатория Ильи Аркадьевича была закрыта, его книги долгое время не издавались.  

Современные матери имеют возможность воспользоваться правильной информацией и вырастить здорового ребенка. Все, что нужно для этого – просто не нарушать законов природы и не пытаться вводить малышу прикорм раньше, чем созреет его пищеварительная система.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. И.А. Аршавский. "Очерки по возрастной физиологии". Издательство  "Медицина", Москва, 1967.

2. Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова. "Родителям  21 века. Как воспитать здорового ребенка."  Издательство "Знание", Москва, 1998.

Комментарии