Грудное вскармливание дольше года и его влияние на развитие психики ребенка: чему здесь верить?

Автор: Татьяна Балукова, консультант по грудному вскармливания, инструктор по материнскому искусству

Головной мозг – такой же орган как другие в нашем теле. И для его формирования и полноценного функционирования, роста, развития больших полушарий, развития психики, уровня интеллекта, языка, эмоционально-волевой сферы – нужен надежный поставщик качественного строительного материала. Этим единственным полноценным поставщиком выступает грудное молоко.

Почему-то среди многих специалистов и мам принято считать, что после первого года кормления грудью грудное молоко резко утрачивает свои полезные свойства, а его функции в формировании и созревании пищеварительной, иммунной и других систем организма теряются. Не говоря уже о влиянии на рост и развитие головного мозга и нервной системы – видимо, исходя из рассуждений этих людей, и здесь значение грудного вскармливания после года сводится к нулю. Так ли это? Давайте сегодня попробуем разобраться: обратимся к составу грудного молока после года, мнениям ученых, изучавших детскую психологию, а также изучим исследования на эту тему.

Состав грудного молока после года

Первое, с чего мы начнем – это состав грудного молока. Распространенное мнение, что молоко после года не играет особой роли в питании малыша и служит только для успокоения – неверно. Грудное молоко сохраняет все свои полезные свойства и активные компоненты на протяжении всего времени кормления. 

А многих полезных веществ в молоке после года кормления становится даже больше, чем на первом году. Например, на втором году лактации растет количество лизоцима, лактоферрина и иммуноглобулина А. Все эти компоненты обладают защитной, противовоспалительной и другими функциями. Разберем их чуть подробнее.

Лизоцим — иммунный фактор – который имеет санирующее действие, тормозит развитие патогенов, способствует росту бифидофлоры в кишечнике.

Лактоферрин — один из самых изученных белков грудного молока. Это не питательный белок, у него другие функции – иммунные. Он способен связывать ионы железа, тем самым лишая патогенные бактерии этого необходимого элемента. Также он уменьшает воспаления; контролирует уровень железа; защищает от рака; стимулирует рост костной ткани.

Иммуноглобулин А - это иммунный фактор, особенностью которого является то, что он достаточно устойчив к пищеварительным ферментам и кислотной среде желудка. Поэтому он не разрушается в желудочной среде малыша и обеспечивает надежную защиту слизистых оболочек, в том числе дыхательных путей и ЖКТ. Ведь именно они обычно являются «воротами» для попадания антигенов. Так же он способствует развитию нормальной микрофлоры и защищает ребенка от кишечных инфекций. Судя по всему, увеличение иммуноглобулина А связано с тем, что дети после года активно изучают мир вокруг, дома и на улице, и тянут все в рот – поэтому им нужна более сильная иммунная защита, чем раньше.

Уровень лактозы в грудном молоке после года снижается. Это связано с тем, что дети активно прикармливаются и получают сахара с общего стола, и также с тем, что после года снижается темп развития головного мозга, поэтому лактозы нужно меньше. На третьем году грудного вскармливания количество лактозы и дальше продолжает снижаться, как и темп развития головного мозга и нервной системы. Соответственно этому активность фермента лактазы, которая нужна для переваривания лактозы, после года кормления грудью тоже понижается. Так что и в этом смысле молоко идеально приспособлено под нужды ребенка.

А вот содержание жиров и белков растет. Белок – это строительный материал для мышц, а жиры… обратимся подробнее к ним.

Еще со школы мы должны помнить, что в нашем организме есть полиненасыщенные жирные кислоты, отвечающие за развитие головного мозга человека. И грудное молоко содержит более 200 различных видов жирных кислот, включая насыщенные, одно- и полиненасыщенные кислоты (это, например, каприновая, каприловая, масляная, арахидоновая, лауриновая, миристиновая, пальмиитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, эйкозопентаеноевая, докозогексаеновая и другие). Возьмем для сравнения детскую молочную смесь Нутрилон 1 премиум и ее состав жирных кислот. Что мы видим? В составе среднестатистической молочной смеси их 4: линоленовая кислота; арахидоновая кислота (ARA); докозагексаеновая кислота (DHA); эйкозапентаеновая кислота. Разница очевидна – скудный состав смеси не выдерживает никакой критики.

Почему эти жирные кислоты так важны?

Дело в том, что докозагексаеновая кислота и арахидоновая кислота - относятся к незаменимым жирным кислотам головного мозга. Они являются важным компонентом клеточных мембран. Благодаря их воздействию развиваются синапсы, происходит миелинизация нервных волокон и формируется центральная нервная система. Докозагексаеновая кислота — это омега-3 жирная кислота, которая является основным структурным компонентом человеческого мозга, его коры, а также кожи и сетчатки глаза.

Зарубежными экспертами доказано, что питание ребенка с этими кислотами не только в течение первого года жизни, но и даже через 9 лет обеспечивает целостность нейронов и передачу сигналов клетками головного мозга различным тканям и органам.

На основании вышесказанного, даже из одного состава грудного молока можно сделать однозначный вывод – грудное вскармливание после года играет очень важную фундаментальную роль в развитии психики, нервной системы и головного мозга ребенка.

Исследователи детской психологии

Теперь давайте обратимся к исследователям детской психологии.

Влияние грудного вскармливания на формирование психики ребенка после исполнения одного года исследовало немало ученых, включая Джеймса МакКоунелла (James W. McConnel) и его коллег, Томаса Элександера (Thomas G. Alexander), и Роберта М. Ноккие (Robert M. Nocke), а также Джонатана Мелзака (Jonathan Melzack) и других.

Например, Роберт Ноккие — это известный норвежский педиатр и исследователь в области развития ребенка. В ходе своих исследований Ноккие обнаружил, что грудное молоко даже после года жизни ребенка продолжает оказывать благотворное влияние на его психическое и физическое состояние. Он выяснил, что дети, которые продолжали кормиться грудью после года их жизни, проявляли более высокую концентрацию внимания, большую способность к решению задач и более развитое мышление.

Кроме того, Ноккие отмечает, что грудное вскармливание способствует более гармоничному развитию ребенка и укреплению связи между матерью и ребенком. Это в свою очередь, создает более прочную основу для будущих отношений ребенка с другими людьми.

Следующий исследователь, Томас Элександер - это американский педиатр. Он тоже провел исследования, посвященные грудному вскармливанию детей старше одного года и пришел к выводу, что грудное вскармливание после года жизни ребенка имеет положительное влияние на формирование его психики. По мнению Элександера, грудное молоко, содержащее антитела, витамины и другие питательные вещества, помогает детям укреплять свой иммунитет, что важно для их здоровья и развития. Он также отмечает, что грудное вскармливание способствует бо́льшей близости между матерью и ребенком и способствует развитию эмоциональной связи.

Элександер убежден, что грудное вскармливание после года жизни ребенка может помочь ему лучше адаптироваться к окружающему миру и развиться в социально адаптированного человека. В своих исследованиях он отмечал, что дети, которые продолжали получать грудное молоко после года жизни, имели более развитую речь, лучшую моторику и были менее склонны к потере веса и недостатку питания.

Так что, связь грудного вскармливания после года и развития нервной системы и головного мозга ребенка действительно существует, и это не вымысел. Нижеприведенные исследования будут тому подтверждением.

Влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие и интеллект впервые продемонстрировано в работе С. Hoefer, М. Hardy еще в 1929 г. Исследователи оценивали различные аспекты развития и интеллекта у детей, включая психомоторные навыки, речевое развитие, производительность и уровень интеллекта. В исследовании были задействованы дети в возрасте от рождения до двух лет.

Исследование показало, что грудное вскармливание оказывает положительное влияние на нервно-психическое развитие детей. Дети, которые были полностью грудными до 6 месяцев и получали грудное молоко в качестве основного источника питания до 12 месяцев, имели более высокий уровень развития и интеллекта по сравнению с детьми, которые были вскормлены искусственными смесями.

Исследование С. Hoefer и М. Hardy предоставило первые и очень важные данные, подчеркивающие пользу длительного грудного вскармливания для нервно-психического развития и интеллекта детей.

В 2010 году американский журнал Pediatrics опубликовал мета-анализ 20 исследований, показавших преимущества грудного вскармливания после года в отношении развития интеллекта ребенка. В частности, у детей, которых кормят грудью в этом возрасте, выше IQ, улучшенная речь и более высокий уровень образования в будущем.

Другие исследования также связывают продолжительное грудное вскармливание с лучшим психическим здоровьем детей в долгосрочной перспективе. Например, исследование, опубликованное в журнале "Pediatrics" в 2012 году, показало, что дети, получавшие грудное молоко более одного года, имели более высокие показатели развития когнитивных навыков, а также были менее подвержены депрессии и тревожности в возрасте 6-7 лет.

В 2018 году был проведен мета-анализ, в котором были обобщены результаты 29 исследований о влиянии грудного вскармливания на психическое здоровье детей. Исследователи обнаружили, что дети, которые продолжали получать грудное молоко после 12 месяцев, имели меньше проблем с поведением, эмоциональными проблемами и сниженным уровнем стресса во время стрессовых ситуаций, сильнее приспосабливаются к изменениям и имеют более развитые навыки саморегуляции.

Несколько исследований подтверждают, что грудное вскармливание после года жизни способствует развитию речи у ребенка:

1. Исследование, проведенное в 2015 году в журнале "Педиатрия", показало, что длительное грудное вскармливание после года у детей стимулирует развитие речевых и лексических навыков. Разговорная речь и словарный запас были более развитыми у детей, продолжающих кормиться грудью после года, по сравнению с детьми, кто был отлучен от груди.

2. Исследование 2017 года, опубликованное в журнале "Педиатрическая наука и терапия", также оказало, что грудное вскармливание после года связано с более высоким уровнем речевого и когнитивного развития у детей. У детей, получавших грудное молоко после года, было лучшее произношение слов, более развитая понятность речи и лексический запас. Это связано с тем, что когда мама кормит ребенка грудью, они находятся близко друг к другу, что усиливает связь между ними. Ребенок может лучше слышать голос мамы и раньше начинает понимать речь, ее выразительность, лучше разбирается в интонациях.

3. Исследование, опубликованное в журнале "Журнал практикующего педиатра" в 2019 году, обнаружило, что длительное грудное вскармливание связано с более высокими показателями коммуникативных навыков у детей после года. Дети, питавшиеся грудным молоком после года, проявляли лучшее владение языком, способность к выражению себя и пониманию других.

Давайте отдельно обратим внимание на мнение специалистов о негативном влиянии длительного грудного вскармливания на сексуальную связь между матерью и ребенком. Стоит отметить, что такие исследования действительно проводились, и был сделан однозначный вывод, что грудное вскармливание после года не имеет сексуального влияния на ребенка. Грудное молоко, даже когда ребенок достигает года, по-прежнему предоставляет ему необходимые питательные вещества и антитела, но не влияет на его сексуальное развитие.

Так же между матерью и ребенком не формируются сексуальные отношения, если она кормит его грудью после достижения им одного года. Это такой же естественный процесс питания младенца, который может продолжаться до трех лет и более. Таким образом, современная психология и педиатрия сходятся на том, что длительное кормление грудью способствует формированию более близких эмоциональных связей между матерью и ребенком, но это не связано с сексуальными отношениями.

Грудное вскармливание и после года продолжает оказывать положительное влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка.

Во-первых, это связано с тесным физическим контактом между матерью и ребенком, который способствует укреплению их эмоциональной связи.

Во-вторых, грудное молоко содержит различные биологически активные вещества, которые влияют на развитие нервной системы ребенка и его поведение. Например, оно содержит естественные опиаты, эндорфины, которые усиливают ощущения удовольствия и благополучия у ребенка, а также соответствующие рецепторы в мозгу.

В-третьих, медленный и естественный ритм кормления, свойственный грудному вскармливанию этого периода, учит ребенка контролировать свои потребности и желания. Ребенок учится ждать и регулировать свое желание приложиться к груди, что способствует развитию стойкости и самоконтроля. Также с заботой матери и естественными условиями кормления ребенок чувствует себя более уверенным и способным достигать своих целей.

А что после двух лет? 

Исследований влияния грудного вскармливания на развитие нервной системы и психики ребенка в этом возрасте немного, тем не менее они есть. Приведу некоторые из них.

В 2016 году, было проведено масштабное исследование Лаурой Пладой и ее коллегами из Университета Квинсленда в Австралии. Они изучили связь между продолжительностью грудного вскармливания и уровнем тревожности у детей. В исследовании было включено 7229 детей в возрасте от 2 до 6 лет. Исследование показало, что дети, которые получали грудное молоко после двух лет, имели более низкий уровень тревожности по сравнению с теми, кто прекратил грудное вскармливание до двух лет. Этот эффект был наблюдаем у детей независимо от других факторов, таких как социально-экономический статус семьи или образование родителей.

В другом исследовании, проведенном в китайском детском госпитале, было выяснено, что ребенок, продолжающий грудное вскармливание после второго года, имеет меньше поведенческих проблем, включая агрессию и тревожность, в сравнении с теми, кто не продолжает грудное вскармливание.

А после трех?

Исследований о влиянии грудного вскармливания после трех лет совсем мало, они продолжаются. Однако, результаты показывают, что грудное вскармливание в продолжение более трех лет также имеет положительное влияние на психологическое состояние и благополучие ребенка. Я приведу одно из исследований. Это исследование, проведенное в 2011 году в Австралии. Оно показало, что дети, которых кормили грудью после трех лет, проявляли более высокую самооценку и были более уверены в своих способностях, чем дети, у которых грудное вскармливание было прекращено раньше. Это связано с более близкой связью «мать-ребенок» и продолжительным комфортным физическим контактом.

И, наконец, последнее самое свежее исследование грудного вскармливания после года и его положительного влияния на развитие головного мозга ребенка было опубликовано в онлайн-журнале ПабМед в этом 2023 году. Ученые проанализировали МРТ головного мозга 7,8 тысяч детей в возрасте 9-10 лет, и пришли к однозначному выводу - чем дольше ГВ, тем лучше развит мозг.

Чем дольше ребенок кормился грудью, тем больше был объем серого вещества головного мозга. Области мозга, объем которых зависит от продолжительности кормления грудью, отвечают за импульсивность личности, самоконтроль, тревожные переживания и поведенческие проблемы в целом. Ученые сообщают, что в их выборке у детей, находящихся на ГВ менее 12 месяцев, было на 36% больше психотических переживаний и на 44% больше тревожных расстройств. Авторы статьи считают, цитата: "Мы можем предположить, что детям, которые дольше находятся на ГВ, легче справляться с потенциальными проблемами развития мозга во время кормления грудью благодаря более эффективной иммунной системе и/или правильному функционированию оси кишечник-мозг, что тоже зависит от грудного молока - хотя этот вопрос требует дальнейшего изучения".

Ссылка на исследование https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36946606/

Таким образом, значение сохранения грудного вскармливания после исполнения ребенку одного года очень велико – оно действительно играет важнейшую роль в развитии нервной системы, психики, головного мозга ребенка, его речи; оказывает положительное влияние и на развитие воли ребенка, способствуя его самоконтролю, доверию к матери и адаптации к окружающей среде.

Также грудное вскармливание после года доказано! увеличивает уровень айкью у детей, снижает уровень стресса во время стрессовых ситуаций, что позволяет ребенку спокойнее приспосабливаются к изменениям. Дети, находящиеся на грудном вскармливании более одного года имеют более высокую концентрацию внимания, большую способность к решению задач и более развитое мышление, что безусловно помогает им успешно интегрироваться в общество, группу себе подобных.

Хотим сказать всем кормящим мамам: не слушайте различных мнений мам и специалистов, кто далек от физиологичных и биологически адекватных знаний. Кормите грудью до физиологических сроков завершения – на четвертом году жизни, в среднем это 3,8-4,5 и растите умных, здоровых, счастливых и спокойных детей. 

Комментарии