Инициация или чего не хватает современному обществу

Сообщение подготовила студентка курса "Материнское искусство" Полина Соломатина.

Утрата традиций, это не только про уход от привычных празднеств, а гораздо глубже и важнее.

В древних культурах для юношей и девушек всегда существовали обряды, направленные на своевременное преодоление притяжения материнского мира и формирование самосознания своего пола: осознания его социальных и духовных функций. Инициации имели форму ритуалов, создающих условия для перехода из одного социального статуса в другой. Как известно, содержание инициаций взросления сводится к проживанию определенных этапов, соответствующих задачам пола, которые следует пройти успешно, дабы затем вернуться к прежнему окружению, но уже в новом социальном полоролевом статусе.

Посвящение в невесты

Для наглядности более детально рассмотрим одну ступень иерархической лестницы. 

Основной первый этап перехода девочки в девушку является первая менструация. С наступлением которой, девушку изолируют от племени на конкретный срок в специально отведенное для этого место. У большинства племен Северной Америки, в Бразилии, на Новых Гебридах, на Маршальских островах, а также у Ведда и некоторых народов Африки в обрядовой изоляции девушек усилена символика темноты, их прячут в темном углу жилища, и у многих народов они не должны видеть солнце. Специфическое табу Южной Америки – не контактировать с землей, поэтому девушки спят в гамаках». Земля, прежде всего, символизирует материнское начало. Запрет на контакт с землей указывает на необходимость отделения девушки от матери и родителей. Эта необходимость неизбежно связана с переходом в мир женщин и сменой типа защиты, которую отныне будет осуществлять уже не родительская семья, а мужчина, муж. 

Финальная часть обряда не менее значительна, чем первая – изоляция. Кульминационный момент начинается на заре, когда все женщины племени сопровождают ее к ручью или лагуне. После ритуального омовения девушку ведут в главное поселение под приветственные крики соплеменников, и с этого момента община считает ее женщиной. Обряд сопровождался песнями. В некоторых регионах изоляция завершается общим танцем – обычай, особенно характерный для земледельческих районов. Здесь девушек, проходящих посвящение, «выставляют напоказ» и устраивают для них праздник, а затем все вместе обходят дома и получают подарки. Есть и другие внешние признаки, указывающие на то, что девушка прошла посвящение – татуировка, чернение зубов, но, по наблюдениям некоторых этнологов, последние обычаи являются нововведениями, появившимися под влиянием тотемических культур.

Итак, главный обряд – это торжественное представление девушек всей общине. Оно означает, что таинство было исполнено, девушка стала взрослой и готова принять образ жизни, предназначенный для женщины. Посвящение девушек – это радостный праздник, означающий, что девушка достигла возраста, позволяющего ей основать семью.

Почему эти знания важны для современного общества?

Исследования подобных обрядов делают очевидными причины суицидального поведения подростков в западном мире. Стремление в короткий строк сделать гигантский скачок в развитии, обрести интенсивный телесный и духовный опыт своего пола толкает подростков к употреблению психотропных веществ, к сексуальной гиперактивности и самоистязаниям. Естественная потребность пережить смерть-перерождение создает влечение к опасности.

Таким образом, подростки в западном мире нуждаются в проживании необходимого количества мужских и женских инициаций взросления, помогающих пройти подростковый кризис перерождения. Суть этого кризиса не только в осознании новых социальных ролей, но и в том, что через переживания символической смерти происходит прикосновение к высшей создающей инстанции, посылающей нас в мир – взрослеющий человек обретает первый сакральный, надличностный опыт бытия, который невыразим в логической форме. Такие переживания высвечивают и в определенной степени выводят Я на уровень осознания и понимания своего предназначения, своей миссии и места в мире людей. В ходе подросткового кризиса перерождения «умирают» детские роли и появляется острая потребность быстро освоить целый арсенал совершенно новых половых и социальных ролей мира взрослых. 

Отдельную важность перехода по иерархическим уровням, сопровождающееся различными обрядами, хочется отметить для женщин. Если женское начало женщины принято, интегрировано в целостную структуру ее Я, это несовместимо с женскими болезнями. Целебная сила женственности не только исключает собственные гинекологические и другие заболевания, но и стоит на страже здоровья окружающих. Достаточно даже одного присутствия рядом человека с активно функционирующей зрелой женской функцией, чтобы рядом с таким человеком у других людей активизировались процессы исцеления и обновления. Интегрированная женственность у женщин устраняет печально известный предменструальный синдром: недомогание и болезненные состояния в критические дни — свидетельство отторжения женского предназначения.

Материнская иерархия и ее важность

Поняв, какой глобальный смысл несет в себе уход от традиций, вернемся к теме материнской иерархии.

Изначально, материнская иерархия сохраняла в себе следующие этапы: девушка, невеста, невеста при женихе, новобрачная, беременная, младшая мать, кормящая мать с ребенком первого года жизни, мама завершившая лактацию с ребенком 3-4 лет, беременная с одним ребенком 4 лет, беременная с двумя детьми, мама с тремя детьми, средняя мать, старшая мать.

Каждый этап был четко «регламентирован», переход между ними осуществлялся при достижении женщиной конкретных материнских достижений, и контролировался старшей матерью.

При таком укладе жизни сохранялась материнская преемственность, что позволяло каждой женщине осваивать материнское искусство, и это являлось абсолютной нормой уклада женского общества. 

Уход от традиций, материнской иерархии и материнской преемственности привел современное общество к тому, что большая часть детей взращивается наперекор биологическим правилам ухода за потомством, что необратимо влечет за собой фатальные последствия для жизни и здоровья как отдельных людей, так и нации в целом. 

Список литературы:

1. Материнская иерархия как социальный лифт и как базовая основа общества

https://specialisty-materinstvo.blogspot.com/2023/07/blog-post.html

2. «Группы материнской поддержки: их значение и влияние на современную маму»

https://specialisty-materinstvo.blogspot.com/2023/11/blog-post.html

3. Материнская иерархия в современном обществе»

https://grudnichok-uhod.blogspot.com/2022/02/blog-post_25.html

4. Психология подростка. Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

https://studfile.net/preview/1635601/page:3/


Комментарии