Аттестационная работа общественного консультанта по грудному вскармливанию Оксаны Штурмовой, декабрь 2024г:
Научный руководитель: Жанна Владимировна Цареградская.
Мы живем в век высоких технологий, развитой медицины, обилия детских товаров и информации по уходу и воспитанию детей, но тем не менее все это не способствует значительному повышению качества здоровья человеческой популяции. Навыки ухода за новорожденным ребенком, которые формировались тысячелетиями, передавались от матери к дочери, и позволяли нашим предкам растить физически и психически здоровых детей, к сожалению, утрачены. В связи с утратой передачи материнского опыта современная мать оказалась в изобилии биологически неправильной информации по уходу за ребенком. Что имеется ввиду под определением «биологически правильная информация»? Это та информация, которая соответствует биологии вида Человек Разумный, и те знания, которые подтверждены антропологическими и этнографическими данными. Современные мамы подсознательно испытывают потребность в получении адекватного материнского опыта и фундаментальных знаний от Старшей женщины и пытаются черпать информацию из разных источников (в кабинетах педиатров, в интернете, на форумах, от подруг и бабушек), особо не проверяя ее на соответствие биологической норме. Зачастую один источник информации противоречит другому, что по словам самих мам только вводит их в ступор, еще больше повышает тревожность, у мамы возникает масса ошибок в уходе, которые накапливаются как снежный ком и приводят к утрате физического и психического здоровья матери и ребенка. База здоровья ребенка закладывается на этапах зачатие – беременность – роды – грудное вскармливание – уход и воспитание ребенка от рождения до 3 лет, и каждой маме важно понимать, что второго шанса вырастить здорового ребенка не будет. К тому же, если бы для выращивания детей было достаточно одного материнского инстинкта, то у женщин никогда не возникали бы многочисленные вопросы по уходу и воспитанию маленьких детей. Материнское поведение формируется только в результате обучения, получения биологически правильной информации и наблюдения за действиями опытных матерей. Далее предлагаем рассмотреть оздоравливающий эффект биологически правильной информации и последствия ее отсутствия на примере базовых элементов ухода.
Оздоравливающий эффект биологически правильной информации и последствия её отсутствие на примере базовых элементов ухода
Грудное вскармливание
В вопросах грудного вскармливания современная мама зачастую
не получает полноценной поддержки, вместо этого окружает большой выбор смесей и
бутылок. А педиатры, родственники, подруги и даже консультанты по ГВ говорят о
том, что если ГВ наладить не получается, то мама может не мучиться и имеет
право выбрать ИВ. Маму уверяют в том, что «ИВ ничем не хуже ГВ», «мы как-то
выросли и ничего», хотя искусственное
вскармливание является противоестественным, парадоксальным поведением матери,
не соответствующим врожденным ожиданиям и биологическим потребностям младенца.
Таким образом мама получает биологически неправильную информацию, не информирована
о последствиях ИВ, к которым относятся: опасность отравления смесями,
спонтанная детская смерть, аллергии, стоматологические и логопедические
проблемы, гистологическая несостоятельность тканей, которая как раз приводит к
развитию функциональных расстройств и хронических заболеваний начиная с
младшего и обостряясь в подростковом возрасте.
Биологически правильной информацией является то, что человек относится к классу млекопитающих,
все виды этого класса вскармливают потомство грудным молоком матери, до
состояния биологической зрелости. Именно так распорядилась биология, не
предоставляя никакого выбора. На
лактации завязано не только питание, это далеко не единственная его функция. В
первую очередь, это контакт с мамой и социальная адаптация. Все потребности
малыша – физиологические, социальные, психические – удовлетворяются благодаря
грудному вскармливанию. Благодаря своим биологически активным свойствам грудное
молоко способствует формированию базового здоровья ребенка и препятствует
возникновению у него как в раннем возрасте, так и в течение всей последующей
жизни хронических заболеваний. Большую пользу ГВ несет и для матери, так как
способствует быстрому восстановлению после родов, предотвращает появление
послеродовой депрессии и наступление ранней беременности. Способствует
значительному снижению риска остеопороза, диабета, сердечно-сосудистых
заболеваний, рака молочной железы, яичников и матки.
Совместный сон
Будущие
мамы, готовясь к рождению ребенка, видят рекламу красивых кроваток, читают
консультантов по сну и психологов и считают необходимым в первую очередь купить
кроватку, кокон, бортики и балдахин, чтобы ребенок с первых дней жизни мило
спал в своей отдельной кроватке, считают обязательным обучить самозасыпанию
своего незрелого ребенка. Биологически правильной информацией является то, что
совместный сон является видовым признаком человека. Человек относится к
приматам и является видом, носящим своих детенышей. Обезьяны, медведи, кенгуру,
собаки, кошки носят своих детенышей и спят с ними рядом. Во время раздельного
сна растет риск синдрома внезапной детской смерти, не обеспечивается телесный
контакт, малыш не чувствует себя в комфорте и безопасности, часто просыпается,
испытывает тревогу, мама в свою очередь не может полноценно отдыхать. Для
новорожденных детей характерны дыхательные паузы и как раз при совместном сне мама,
находясь рядом, поддерживает ритмичное дыхание, стимулирует малыша к
продолжению жизни. Ребёнок слышит привычный стук материнского сердца, ощущает
мамино дыхание, у него есть повод выйти из дыхательной паузы. То есть
совместный сон является профилактикой внезапной детской смерти!
Так же совместный сон является важнейшей частью грамотно
организованного грудного вскармливания. В период между 3 и 8 часами утра
повышается уровень гормона пролактина, обеспечивающего нормальную лактацию.
Благодаря стимуляции молочной железы именно в это время вырабатывается молоко
на следующий день. Таким образом совместный сон является биологической
необходимостью для полноценного вскармливания ребенка.
Высаживание
Мамы редко встречают оздоравливающую информацию о том, что
ребенку необходимо помогать в справлении нужд. Некоторые педиатры, неврологи и психологи
распространяют биологически неправильную информацию о том, что не надо ребенка
высаживать, можно надеть подгузник и ждать, когда у ребенка дозреет нервная
система и он сам пойдет на горшок (не ранее 1,5 лет). Спорить о пользе или
вреде подгузников бессмысленно, так как необходимость
естественных физиологических процессов не требует доказательств. За последние
30-40 лет подгузники получили широкое распространение и уже можно наблюдать
рост психопатологий и физических нарушений от их неадекватного использования,
таких как: нарушение работы сфинктеров, недоразвитие половых органов, энурез,
запор, вальгусное искривление ног, синехии у девочек и баланит у мальчиков,
предрасположенность к бесплодию, инфантилизм матки, детский онанизм и нарушение
половой самоидентификации. По теме неправильного использования подгузников рекомендуем
прослушать доклад Юлии Крицкой.
Мама, которая обладает биологически правильной информацией о
важности помощи ребенку в отправлении естественных нужд и обучена правильному
высаживанию, тем самым способствует: здоровому развитию всей мочеполовой
системы и психики, осознанию ребенком своего тела и установлению контроля над
своими сфинктерами, формированию полового поведения, психосексуального здоровья
в течение последующей жизни. Благодаря высаживаниям происходит стимуляция, рост
и развитие органов мочеполовой системы. Укрепляется связь в паре мать-дитя,
ребенок больше доверяет маме, а мама лучше чувствует и понимает малыша.
Адаптационное купание
В последние годы мы видим активный рост количества центров
грудничкового плавания. Мамы верят рекламе, водят малышей в бассейны и вызывают
тренеров на дом, рассчитывая на то, что плавание и проныривание в первые месяцы
будут способствовать хорошему развитию ребенка. Мамы, да и сами тренера, к
сожалению, не обладают биологически правильной информацией о том, что
грудничковое плавание не соответствует человеку как виду. Человек не относится
к водоплавающим. Никогда в истории развития человечества детей не учили плавать
раньше, чем ходить. Раннее плавание и проныривание является противоестественным
действием, поскольку оно физиологически не подкреплено рефлексами и врожденными
ожиданиями грудного ребенка. Оно ставит грудничка в ситуацию, когда он не может
сопротивляться действиям взрослого и оказывается на грани между жизнью и
смертью. Вы можете ознакомиться с докладом Насимы Мухорамовой по теме «Грудничковое
плавание» (ссылка на доклад), где Насима подробно рассказывает об истории
появления этого вида плавания и о ближних и отдаленных негативных последствиях
для здоровья ребенка.
На визитах наши инструкторы обучают мам купанию запеленутого
ребенка в малом количестве воды в детской ванночке, со специальным сбором трав.
Такое купание называется адаптационным. Целью адаптационного купания являетсявозвращение
новорожденному знакомого внутриутробного состояния и создание у ребенка благоприятного
отношения к новым условиям жизни после появления на свет. Адаптационного купание
является хорошей реабилитацией послеродового стресса. Оздоравливающий эффект
заключается в нормализации обменных процессов в организме, хорошем наборе веса
и роста. Наши предки купали детей в травах тысячи лет и передали нам этот опыт.
Современные клинические исследования и лабораторные анализы подтверждают, что
адаптационное купание поддерживает кожу младенца в хорошем состоянии,
способствует нормализации нервной системы и всех функций организма.
Пеленание и холдинг
В интернете можно встретить разную, зачастую биологически
неправильную информацию касательно пеленания и ношения на руках. Можно
встретить массу роликов, где одни педиатры говорят, что не нужно пеленать
ребенка, другие специалисты показывают некорректное пеленание и ношение ребенка
с грубыми ошибками. Также в наше время у родителей нет понимания, что пеленание
— это не пережиток прошлого, а важный элемент мягкой адаптации ребенка к внеутробным
условиям жизни. После рождения ребенок оказывается в огромном для него
свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык.
Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные движения рук и
ног, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические
движения называют "вскидываниями". Во время "вскидываний"
ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие
упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Как
только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же
успокаивается. Свободное пеленание способствует хорошему развитию осязания,
формирует положительное отношение к новому миру. Спеленутый ребенок быстро
успокаивается и легко засыпает. Важно понимать, что по видео и фото невозможно
обучиться корректному пеленанию и ношению на руках, и это подтверждает практика
работы с мамами. Мамы, обучающиеся по видео, делают много ошибок. Инструкторы
нашей Академии обучают мам непосредственно на визитах, ставят руки и тренируют
хваты. Физиологичное пеленание и ношение на руках способствует полноценному
развитию нервной и опорно-двигательной систем, хорошему кровоснабжению
внутренних органов, своевременному моторному развитию.
Пестовальная гимнастика
Что касается массажа, то здесь также встречается масса
биологически неправильной информации. Врачи говорят о том, что профессиональный
массаж идет на пользу всем детям, а мамы ожидают положительного действия на
физическое состояние ребенка. И редко встречается информация, о том, что
массаж, по сути, нужен только больным детям, с серьезными проблемами
опорно-двигательного аппарата. Массаж чужими руками является для ребенка
психотравмирующим событием, которое может приводить к сильному беспокойству,
сбою ритмов и отказу от груди. Кроме того, профессиональный массаж ребенку до 6
месяцев не то, что не полезен, а просто неэффективен, поскольку у малыша еще
нет собственной моторной активности, и его мышцы не готовы откликаться на
внешние воздействия. Наиболее полезной для малыша после исполнения ему 6-8
недель является пестовальная гимнастика, которую ежедневно проводит мама.
Пестовальная гимнастика организована таким образом, чтобы через потешку и
состояние радостного общения с матерью помочь развитию младенца. Мама обучается
технике проведения гимнастики с инструктором, и сама занимается с малышом.
Поэтому детям комфортно и не страшно, в отличие от курсов профессиональных
массажей, которые проводят чужие незнакомые дяди или тёти. Пестовальная
гимнастика появилась еще в старину и была неотъемлемой частью ухода за грудным
ребенком. Является культурным наследием России.
Важность получения биологически правильной информации и очного обучения навыкам ухода за ребенком
В наше время ключевыми проблемами, не позволяющими растить
здоровых детей, является в первую очередь то, что мамы не знают, где черпать
оздоравливающую информацию,не хотят обучаться и не понимают ценности обучения
материнским навыкам. Нежелание учиться уходу за ребенком и экономия на обучении
у одного специалиста по ГВ и материнскому искусству выливается в дальнейшем в
огромное количество расходов на целый ряд врачей:
- В случае неправильного пеленания и ношения ребенка на руках, необходимо будет посещать мануального терапевта, ортопеда, хирурга, двигательного терапевта;
- Если мама неправильно прикладывает к груди ребенка, использует соску или кормит из бутылки, то можно ожидать больших затрат на услуги стоматолога, логопеда-дефектолога, т.к. растет риск недоразвития нижней челюсти, деформации прикуса и проблем с речевым аппаратом;
- Неправильно организованное ГВ или отсутствие его приведет к нарушениям в работе пищеварительной, сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, что означает соответствующие траты на консультации узких специалистов и лечение, отсутствие возможности вести полноценную жизнь.
Важно понимать, что «обучаться материнству» невозможно
онлайн, по видео, по картинкам. Это знания, которые передаются из рук в руки,
из уст в уста. Поэтому важно как можно раньше, в первые дни после родов пригласить
консультанта по ГВ для налаживания процесса лактации, а также инструктора по
материнскому искусству или инструктора по уходу за новорожденным для обучения
адаптационному уходу. Обучение у данных специалистов материнских профессий в
полной мере закрывают все вопросы относительно ГВ и ухода за ребенком, и
действительно позволяют почувствовать легкость и радость материнства. По мере роста
ребенка также важно обращаться к своему инструктору за консультациями,
своевременно слушать возрастные курсы по уходу, воспитанию, введению прикорма и
т.д. А также посещать группы материнской поддержки, где можно своевременно
получать ответы на свои вопросы и находиться в поддерживающей среде. Также
массу оздоравливающей информации вы можете получать на бесплатных мероприятиях,
которые проводятся Королевской Академией Материнства таких как: аттестационные
конференции специалистов материнских профессий, круглые столы, марафоны, а
также исследовать бесплатные ресурсы: канал в Ютуб, телеграм-канал, сборники
статей.
У мамы, которая владеет биологически правильной информацией, знает физиологические потребности, врожденные ожидания и умеет их удовлетворять - дети спокойные, воспитанные, хорошо набирают вес, своевременно осваивают моторные и речевые навыки. Каждая женщина, которая обучается материнству, растит ребенка в соответствии с его биологическими потребностями, вносит большой вклад в здоровье своего ребенка, и в целом в здоровье своей семейной линии!

Комментарии
Отправить комментарий